Найти в Дзене
Царское Село

Миниатюрные всадники Газенбергера для императора Николая I: коллекция длиной в четверть века

Более четверти века Василий Газенбергер создавал свою знаменитую коллекцию гипсовых конных фигур в «1/4 натуральной величины». Это был заказ императора Николая I, который поручил художнику изготовить модели всех полков русской армии.

Эдуард Гау. Кабинет императора Николая Павловича в Александровском дворце. Середина XIX века. Акварель. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Эдуард Гау. Кабинет императора Николая Павловича в Александровском дворце. Середина XIX века. Акварель. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Выпускник Императорской Академии художеств начал изготавливать фигуры военных ещё будучи студентом и фактически стал создателем нового субжанра в искусстве. В год мастер делал до 15 моделей и, по подсчётам исследователей, мог оставить наследие из полутысячи фигур. Большую часть миниатюр, которые поступали в Царское Село, Николай I оставлял в своём кабинете, но часть попадала и к другим членам императорской семьи.

Фигуры не были частью какого-либо определенного интерьера. Кроме Царского Села, они хранились в других загородных резиденциях и Зимнем дворце. Всадников Газенбергера можно увидеть и на акварелях художника Эдуарда Гау середины XIX века, и на автохромах Андрея Зееста 1917 года.

Андрей Зеест. Малая библиотека. 1917. Автохром. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Андрей Зеест. Малая библиотека. 1917. Автохром. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Технику исполнения миниатюр скульптор, вероятно, разработал сам. Специальный клеевой состав служил формой для отливки и напоминал современные формовочные материалы, вроде силикона. Для разных частей тела – торса, рук, ног – художник делал отдельные формы. После сборки моделей Газенбергер «одевал» их в форму и амуницию, которые изготавливал из тех же материалов, которые использовались у военных.

«На этих моделях кольчуга из железных мелких колец, шлем и все оружие из настоящего золота, серебра и стали с подробным изображением всех узоров. Серебряный и золотой тканый галун по установленной форме», – писал Газенбергер.

Мастер постоянно усложнял технологии и не боялся экспериментировать – например, в конце жизни сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом.

Эдуард Гау. Туалетная императора Александра Николаевича в Большом Царскосельском дворце. Середина XIX века. Акварель. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Эдуард Гау. Туалетная императора Александра Николаевича в Большом Царскосельском дворце. Середина XIX века. Акварель. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Гипсовые фигуры императору доставляли из мастерской на экипажах Придворных конюшен. Причём Газенбергер запрещал везти в одной карете больше двух миниатюр. В результате в Царское Село иногда приходили целые караваны: например, в августе 1833 скульптор привёз 14 фигур на семи каретах!

В том же 1833 году на письмо Дворцового управления с требованием немедленно доставить одобренные императором фигуры в Царское Село, Газенбергер ответил: «Сначала деньги – потом фигуры». Он мог позволить себе подобный тон: его работа была делом государственной важности, он работал по высочайшему указу императора.

В царскосельском собрании всадников Газенбергера не сохранилось. До Великой Отечественной около полутора сотен моделей находились в Екатерининском и Александровском дворцах. Сейчас некоторые уцелевшие работы мастера можно увидеть в Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге и Государственном историческом музее в Москве.

По материалам публикации хранителя фонда «Мужской костюм» Алексея Рогатнева «Коллекция фигур Газенбергера в Царском Селе».