Более четверти века Василий Газенбергер создавал свою знаменитую коллекцию гипсовых конных фигур в «1/4 натуральной величины». Это был заказ императора Николая I, который поручил художнику изготовить модели всех полков русской армии.
Выпускник Императорской Академии художеств начал изготавливать фигуры военных ещё будучи студентом и фактически стал создателем нового субжанра в искусстве. В год мастер делал до 15 моделей и, по подсчётам исследователей, мог оставить наследие из полутысячи фигур. Большую часть миниатюр, которые поступали в Царское Село, Николай I оставлял в своём кабинете, но часть попадала и к другим членам императорской семьи.
Фигуры не были частью какого-либо определенного интерьера. Кроме Царского Села, они хранились в других загородных резиденциях и Зимнем дворце. Всадников Газенбергера можно увидеть и на акварелях художника Эдуарда Гау середины XIX века, и на автохромах Андрея Зееста 1917 года.
Технику исполнения миниатюр скульптор, вероятно, разработал сам. Специальный клеевой состав служил формой для отливки и напоминал современные формовочные материалы, вроде силикона. Для разных частей тела – торса, рук, ног – художник делал отдельные формы. После сборки моделей Газенбергер «одевал» их в форму и амуницию, которые изготавливал из тех же материалов, которые использовались у военных.
«На этих моделях кольчуга из железных мелких колец, шлем и все оружие из настоящего золота, серебра и стали с подробным изображением всех узоров. Серебряный и золотой тканый галун по установленной форме», – писал Газенбергер.
Мастер постоянно усложнял технологии и не боялся экспериментировать – например, в конце жизни сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом.
Гипсовые фигуры императору доставляли из мастерской на экипажах Придворных конюшен. Причём Газенбергер запрещал везти в одной карете больше двух миниатюр. В результате в Царское Село иногда приходили целые караваны: например, в августе 1833 скульптор привёз 14 фигур на семи каретах!
В том же 1833 году на письмо Дворцового управления с требованием немедленно доставить одобренные императором фигуры в Царское Село, Газенбергер ответил: «Сначала деньги – потом фигуры». Он мог позволить себе подобный тон: его работа была делом государственной важности, он работал по высочайшему указу императора.
В царскосельском собрании всадников Газенбергера не сохранилось. До Великой Отечественной около полутора сотен моделей находились в Екатерининском и Александровском дворцах. Сейчас некоторые уцелевшие работы мастера можно увидеть в Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге и Государственном историческом музее в Москве.
По материалам публикации хранителя фонда «Мужской костюм» Алексея Рогатнева «Коллекция фигур Газенбергера в Царском Селе».