Найти тему

Как правильно писать бас

Начнем с того, что бас — это показатель качества твоего трека. Если на колонках ноутбука или в наушниках за 10 долларов ты еще худо-бедно сможешь сделать микс верха и середины, то с басом будем полный провал. Здесь можно долго рассказывать про мониторинг, но раз я уже писал и сам текст лишь немногим устарел, то опустим.

Если говорить о записи баса, то это в 99% случаев будет контрабас или же электробас. Тогда как цифровые синты вы скорее всего будете делать через VSTi (сразу в DAW), а бас акустический — это смесь контрика и твоего любимого "джаз баса".

И да, важно — мы говорим про запись дома. Потому что выбор стека, преампа, микрофонов, обустройство комнаты и настройка этого всего — дорого, больно и это уже сделали за вас (так что проще прийти на студию и записаться там, если уж хочется именно такого звука).

  1. Старайся писать бас с преамп с небольшой компрессией. Во-первых это добавит мощи и четкости инструменту, а во вторых все твои динамические косяки компрессор подсгладит.
  2. Про среднюю громкость не говорил только ленивый (звук должен быть достаточно громкий, чтобы сигнал перевешивал шум, но достаточно тихий, чтобы не клиповать), а вот про тембр обычно молчат. Реши для какого стиля ты пишешь бас. Панк — это медиатор и чуть убраный тембр, фанк — пальцы и звенящие верха. Рок — бас даже слегка перегружен преампом.
  3. Кстати еще о тембре — пользуйся тембр ручками на инструменте. Они сразу дадут тебе нужный звук, к тому же более чистый, чем если ты будешь дальше эквализировать. Да, пост обработка дает гибкости, но качество звука важнее.
  4. О контрабасе (если он без пъезы) — мне нравится сетап с тремя микрофонами. XY , направленный на тело контрабаса (на расстоянии в 3 толщины деки, чтобы ловить правильные низкие волны). И еще один "Room" микрофон сверху (для воздушности, яркости и пальцевости). Так что вам достаточно два оверхеда на XY и какой-нибудь конденсаторный сверху.
  5. Не записывай бас первым. Лучше всего накатай барабаны и черновую аранжировку, а потом уже пиши чистовой бас. Это поможет понять звук, если ты не сильно опытен/на в подборе звуков под жанры в голове.
  6. С VSTi басом все совсем просто — "Use Velocity!". Потому что тембр баса сильно зависит от атаки. Не так, как у пианино или гитары, но тоже весьма. И если при игре на живом инструменте ты контролируешь мощность пальцами, то здесь рисуй "velocity" или набивай на клавиатуре под запись и квантуй, чтобы ощущение "живого" инструмента не уходило.

В следующей статье я расскажу, как бас обрабатывать и как за ним следить. Так что следите за обновлениями и вы, не прощаемся✌️

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»