Написать о франшизах в сфере услуг меня сподвигла недавно прочитанная статья «В Москве расследуют закрытие элитной школы «Ланцман скул» (на моем канале все ссылки я помещаю в конце публикации). Я впервые узнала об этой школе из новостей.
Кратко, в этой статье написано, что «ИП» купил пакет франшизы средней школы, собрал по примерно 700 тысяч рублей за обучение за год, а теперь закрылся и банкротится. Написано, что делом занимается полиция (по незаконному предпринимательству, про возврат денег ничего не сказано). Привожу из статьи прямую речь самого Ланцмана, который сейчас живет в Израиле: «Операционный ноль у них при 80 учениках, ну там 70 с чем-то. Они вот сколько получали за предыдущий год, столько и тратили. Там нет какого-то обогащения, там нет какого-то сознательного ввода в заблуждение клиентов и так далее».
То есть получается, что основатель бренда вообще не видит проблемы в этой ситуации? К началу учебного года, школа под его брендом собрала платежи за год вперед, а потом почти сразу закрылась и банкротится? Соответственно, в полном объеме плательщикам не будут возмещать затраты? И ни слова нет, предложили ли хотя бы обучение в других школах сети (с этим понятно, что сложно, так как это уже другие юрлица, но владелец бренда, наверное, должен был предусмотреть такую ситуацию?) Владельцу бренда достаточно объяснить в интервью «очень простую математическую формулу: количество учеников филиала сократилось вдвое и бюджет школы на Бабушкина посыпался»? Я правильно поняла из статьи?
Нас долгое время убеждали, как хороши бренды. Надо или не надо за них переплачивать (если еще сумеете найти), каждый решает сам.
С брендовыми вещами более-менее понятно. А с брендами в сфере услуг, по крайней мере в России, все не так однозначно.
Потому что ты приходишь в какое-то место под известной вывеской, ждешь качества, которое обещает бренд, а на самом деле попадаешь к очередному «ипэшнику», который купил вывеску-франшизу.
Сама идея франшиз прекрасна. Кто-то научился что-то хорошо делать, полностью прописал технологию, и продает пакет с этой технологией и правом пользоваться кусочком своего бренда желающим открыть свой бизнес. В теории это всем удобно.
На практике получается по-разному. Примеры? Видела в «Шоколаднице» в Москве драные диваны. Еда в том заведении, правда, у них полностью соответствовала в меню на картинке, здесь придраться не к чему. Раньше данная сеть себя позиционировала как крутая, и я не могла представить в этом кафе такую мебель. Разве уровень заведения питания не определяется в том числе обстановкой? К таким интерьерам в «Шоколаднице» я привыкла и хотела бы во всех заведениях сети видеть обстановку не хуже.
Заправки. В одних городах на заправке одного бренда бензин лучше, чем в других городах на заправке с такой же вывеской. Потому что поставщики топлива разные. И это надо узнавать у местных жителей.
Радует, что хороших примеров франшиз больше. Благодаря франшизам стало удобно, что во многих населенных пунктах открылись пункты выдач, магазины продуктов питания, пекарни, продуктовые и магазины одежды и другие. Жаль, что многие бренды ушли из России – раньше было много франшиз зарубежных брендов. Из тех, кто остался, и кто изначально был российской компанией-брендом, кто-то развивает собственную сеть, а многие работают и по франшизе.
Чтобы не разочаровываться, нужно всегда помнить, что когда приходишь куда-то под брендовой вывеской, это может оказаться франшизник. Который купил вывеску, а качество предоставления услуг он понимает в меру своего разумения. И проверяющие компании- бренда к нему, видимо, редко заходят.
Вообще, по-правильному покупатели франшиз называются франчайзи, но я не слышала, чтобы их так кто-то называл кроме учебников, официальных источников или документов. Там, где вообще используется подобная терминология. В данной статье франшизник = франчайзи, и франшизник - это обывательское название.
К счастью, несоответствие ожиданиям от бренда сферы услуг чаще носит характер, когда была потрачена небольшая сумма, например, на разбавленный напиток в фаст-фуде. И я очень рада, что в большинстве компаний-брендов репутация, которую обеспечивают их франчайзи, это не пустой звук. Отдельное спасибо тем, кто качественно выполняет свою работу!
Буду рада лайкам и новым подписчикам! Спасибо за внимание!
Источники.
В Москве расследуют закрытие элитной школы «Ланцман скул» Пятый канал 21.10.2022 в 21:34 https://s30749270619.mirtesen.ru/instant/blog/43198745981/V-Moskve-rassleduyut-zakryitie-elitnoy-shkolyi-Lantsman-skul-?utm_term=d65e5caaed82f10d58fcf28b8b6e6bc8&utm_campaign=17384&utm_medium=99137&utm_source=smi2fulltext&utm_content=51529
Франчайзинг – что это https://franshiza.ru/article/read/franchajzing_chto_ehto/
Плюсы и минусы франчайзинга https://www.beboss.ru/franchising
Кофейня «Шоколадница» https://www.restoclub.ru/msk/place/shokoladnica-58