Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🇩🇪📰(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung:🇪🇸🇮🇱«Ненависть к «Холму евреев» (перевод с немецкого)

🇩🇪📰Обзор немецких медиа

🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Ненависть к «Холму евреев»» рассказывает о том, что антисемитизм в Испании со времён короля Фердинанда, королевы Изабеллы, великого инквизитора Торквемады и Альгамбрского декрета никуда не делся. Печально. Однако честные испанцы с ним борются по мере сил. Уровень упоротости: отсутствует 🟢

Автор: Ханс-Христиан Рёслер. Перевёл: "Мекленбургский Петербуржец"

После референдума: d октябре 2015 года в городе были вывешены таблички с новым названием "Кастрильо Мота де Иудиос" © AFP
После референдума: d октябре 2015 года в городе были вывешены таблички с новым названием "Кастрильо Мота де Иудиос" © AFP

Деревня в Кастилии изменила своё название из-за того, что оно означало «Убивайте евреев». С тех пор начались антисемитские нападения - извне. Жители связывают себя с еврейским прошлым, чтобы возродить это место.

Ненависть к маленькой деревне должна быть огромной. В Кастрильо Мота де Иудиос проживает всего сорок человек. Многие из них пожилые и предпочитают сидеть в тени перед своими домами. Но испанские неонацисты не дают покоя деревушке на пустынных просторах Кастилии. «Летом мы лишь ненамного избежали катастрофы», - говорит мэр города Лоренцо Родригес. Как раз вовремя соседи обнаружили пожар, который злоумышленники устроили в контейнере для макулатуры. Из-за сильной жары в то время в Кастилии повсюду был высокий риск возникновения пожара.

И всё же это всего лишь вопрос нескольких букв. Семь лет назад деревня называлась «Castrillo Matajudíos» - вторую часть можно перевести как «Убивать евреев» или «Иудаизаторы». Большинство жителей больше не хотели жить по этому адресу. На референдуме они изменили название на «Castrillo Mota de Judíos» - «Холм евреев». Евреи жили там до XV века [в 1492 году согласно Альгамбрскому декрету евреи изгонялись из Испании с конфискацией имущества. Тогда в Испании царил полноценный антисемитизм: жители Кастилии и Арагона, только что завершившие Реконкисту и изгнавшие арабов из Европы, равно ненавидели всех семитов – и арабов, и евреев. Кстати, для соверменного Израиля с Палестиной данный неловкий момент мог бы стать отправной точкой отсчёта для совместной культурной идентичности и примирения – прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Они были предками многих жителей, которые впоследствии были крещены. Спустя столетия еврейская жизнь постепенно возвращается: в августе в деревне поселилась еврейская семья с двумя детьми. Эта новость, очевидно, спровоцировала последнее антисемитское нападение.

На одном из знаков на въезде в деревню преступники намалевали надпись «Освенцим», имея в виду немецкий концентрационный лагерь в Польше. В течение многих лет сотрудникам муниципалитета приходилось удалять сообщения, разжигающие ненависть. Лозунги типа «Евреи вон!» и «Да здравствуют католические короли!», - ссылаясь на изгнание евреев из Испании в XV веке. В какой-то момент они попытались сжечь флаг муниципалитета на здании мэрии, на гербе которого изображена Звезда Давида. Лоренцо Родригесу угрожали расправой. На граффити было написано, что он продал деревню «евреям-убийцам». Палестинский конфликт на далёком Ближнем Востоке - постоянная тема на кастильском плато.

"Мэр продался еврею-убийце": граффити в Кастрильо Мота де Иудиос © Лоренцо Родригес Перес
"Мэр продался еврею-убийце": граффити в Кастрильо Мота де Иудиос © Лоренцо Родригес Перес

Их мэр может быть немного сумасшедшим, но у него «большие лёгкие», - одобрительно говорят некоторые жители деревни. Именно так Кастилия описывает человека, который обладает мужеством. «Конечно, люди волновались. Но правда и мужество в конце концов всегда побеждают ненависть и трусость. Мы никогда не позволим поставить себя на колени», - говорит 68-летний бывший торговец солью и напитками. Тем временем, однако, все снова могут спать спокойно, говорит он. В октябре полиция арестовала неонацистскую ячейку - в Мадриде. Она состояла из молодой супружеской пары с двумя детьми и общего друга. Они проехали почти 300 километров до деревни.

Следователи обвиняют их в семи преступлениях на почве антисемитской ненависти, совершённых не только в Кастилии, но и в столице Испании. Их дом был полон соответствующих пропагандистских материалов. Офицеры также нашли несколько электрошокеров и пневматических винтовок. Более ранние граффити были делом рук другой группы правых экстремистов, которые уже находятся под следствием.

«После стольких угроз, наконец, просвет. Я очень горжусь», - говорит Лоренцо Родригес. После операции он почти не может ходить и находится на больничном ещё дольше. Но он не хочет упустить один из своих величайших триумфов. В этот вторник на главной площади рядом с церковью с массивной оборонительной башней и небольшой ратушей открывается «Центр памяти сефардов» [сефарды – потомки евреев, изгнанных из Испании и Португалии – прим. «МП»]. Название написано на испанском и иврите большими буквами на здании, которое возвышается на камнях развалин. Неонацисты также нанесли граффити с еврейскими символами. На открытии ожидаются посол Израиля и её польский коллега, а также представители еврейских общин и политики. Испанский король Фелипе прислал письмо, в котором заверил в своём признании и поддержке.

Наследие их сефардских предков должно способствовать возрождению деревни. В Кастрильо Мота де Иудиос нет ни бара, ни пекарни. В полдень лает одинокая сторожевая собака, стая голубей порхает над крышей церкви, вдалеке пашет трактор. Исход из сельской местности всё больше и больше иссушает внутренние районы Испании - если только там не живут упрямые и бесстрашные мечтатели, которые отказываются с этим мириться. «Люди здесь решили сделать память частью своей идентичности и ресурсом для культурного и экономического развития своего места», - говорит археолог Анхель Паломино, который участвовал в проекте с самого начала.

Маленькая деревня с долгой историей: в Кастрильо Мота де Иудиос сегодня проживает всего около 40 человек © AFP
Маленькая деревня с долгой историей: в Кастрильо Мота де Иудиос сегодня проживает всего около 40 человек © AFP

До сих пор она носила в основном символический характер. Но маленькая деревня, расположенная всего в нескольких километрах от Пути Святого Иакова, хорошо связана: указатели на подъездных путях гордо указывают на побратимство с Кфар-Врадим; этот город на севере Израиля находится недалеко от ливанской границы. Делегация из Кастилии уже посетила город. Мэр уверенно пишет письмо своему коллеге, главе города Иерусалима, рассказывая ему о еврейском прошлом своего города, которое он представил на конференциях в Сиэтле и Мексике. Посетители продолжают приходить оттуда. Например, 85-летняя женщина из Лос-Анджелеса. Она обнаружила своих предков в Кастрильо Мота де Иудиос, отправилась в Испанию, не знала, что делать в аэропорту Мадрида, пока её не встретили из Кастилии.

Международное внимание было привлечено референдумом. «После стольких лет нам надоело это название. Я просто назначил голосование на 2014 год вместе с европейскими выборами и поставил ещё одну урну», - вспоминает мэр. 29 из 56 избирателей, имеющих право голоса, проголосовали за изменения, 19 были против. BBC, New York Times, Guardian и Jerusalem Post сообщили об этом - как и позже об антисемитских нападениях. Кастильский город, чьи дома разрушались, вдруг оказался на карте мира. Археологи начали первые раскопки на еврейском холме, который дал название этому месту.

Небольшой конусообразный холм с плоской вершиной виден из больших окон на втором этаже нового мемориального центра. Под иссушённым солнцем дёрном дремлет историческое сокровище, которое хотят раскопать мэр и археолог Анхель Паломино. Первые евреи поселились здесь в 1035 году. Более 60 человек погибли во время погрома в соседнем Кастрохерисе, а еврейская община была изгнана. «Несмотря на бегство, они построили хорошо спланированное место с мощёными улицами. Это было одно из самых важных еврейских поселений в епископстве Бургос. Со временем нынешняя деревня была построена примерно в 500 метрах к северу. Здесь многие евреи приняли христианство», - говорит Анхель Паломино.

Через 300 лет евреям было разрешено вернуться в Кастрохериз. Еврейский холм превратился в каменоломню. Сегодня остатки колонн синагоги, как полагают, находятся в аркадах на главной площади. Здесь есть здание, где находилась штаб-квартира инквизиции - новообращённым долгое время не доверяли, говорит Паломино. Давление, связанное с необходимостью показать себя хорошими христианами, было очень велико. В конце Средневековья это место называлось Кастрильо де Иудиос. В XVI веке в первых документах он стал Кастрильо Матажудиос. Самый известный сын деревни даже использовал его в своём завещании: Антонио де Кабесон, родившийся в 1510 году, происходил из семьи новообращённых. Органист и композитор считается одним из самых значительных музыкантов испанского Возрождения; он служил императору Карлу V и Филиппу II в качестве камерного музыканта. На площади перед церковью, которая посвящена еврейскому мученику Стефану, сегодня стоит памятник в честь Кабесона.

Гравийная дорога ведёт к старой еврейской деревне. Новая кампания по раскопкам должна начаться в следующем году. В итоге, первый испанский музей под открытым небом такого рода покажет посетителям, как жили кастильские евреи в Средние века. Мэр Родригес уже значительно продвинулся в этом. Он мечтает о гостинице для посетителей с помещениями для проведения конференций, кошерном ресторане, а также о микве - еврейской ванне для омовений.

В Кастрильо Мота-де-Юдиос еврейская община должна продолжать расти: первая еврейская семья, для которой он построил квартиру в старом здании мэрии, является первопроходцами. Они хотят открыть кошерную ферму, а за ними последуют и другие семьи, говорит Родригес. С 2015 года многие люди по всему миру отправились на поиски своих сефардских корней. На иврите «Сефарад» означает Испания. Сефарды - это название потомков евреев Пиренейского полуострова, которых 500 лет назад в Испании поставили перед выбором: принять католическую веру или покинуть страну. Затем около ста тысяч бежали в Северную Африку, в Италию, в Османскую империю. В 2015 году правительство Испании попыталось исправить эту ошибку с помощью закона; аналогичное постановление также вступило в силу в Португалии, куда первоначально бежали многие испанские евреи.

В Испании предложение действует до 2019 г. Для этого евреи-сефарды должны доказать свою «историческую связь». Например, через подтверждение своей еврейской общины за рубежом, языковой тест или сефардскую фамилию. Им не нужно отказываться от своего прежнего гражданства, а испанский паспорт даёт полную свободу передвижения в европейской Шенгенской зоне.

"Да здравствуют католические короли!": Граффити, намекающее на изгнание евреев из Испании в XV веке © Лоренцо Родригес Перес
"Да здравствуют католические короли!": Граффити, намекающее на изгнание евреев из Испании в XV веке © Лоренцо Родригес Перес

По данным Министерства юстиции Испании, потомки сефардских евреев подали в общей сложности 153 000 заявлений на получение испанского гражданства к концу июня 2022 г. Власти ожидали только 90 000. Из них 42 636 случаев были подтверждены - более 13 000 из Мексики, почти 8000 из Колумбии, 3197 из Израиля. По значительной части заявлений ещё не принято окончательное решение. С 2019 года количество отказов растёт, за последние месяцы их стало более 3000.

«В еврейских общинах Испании не наблюдается значительного роста числа членов с 2015 года. Многие из заявителей хотели быть признанными испанцами, но не обязательно хотели жить в Испании», - говорит представитель Федерации еврейских общин Испании (FCJE) Мария Ройо. Примерно 45 000 членов общин чувствовали себя «воспринятыми и защищёнными» испанским государством.

Интерес к еврейскому наследию в стране вырос, что можно наблюдать, например, в «Центре Сефарад» в Мадриде - даже если в последнее время этому способствовали израильские сериалы в потоковых сервисах. Для туризма прошлое играет всё более важную роль. Барселона специально привлекает еврейских и израильских туристов кампаниями «Шалом Барселона» и «Барселона связана с Израилем».

Более 20 городов с еврейским кварталом объединились в «Red de Juderías de España». Толедо, Гранада и Кордова хорошо известны, но в сельской местности ещё многое предстоит сделать. В соседней провинции историк с этого года предлагает тематические экскурсии. Мэр Кастрильо Мота де Иудиос думает гораздо шире. Он уже видит свою деревню как центр сети из примерно 200 мест в Кастилии, где раньше была еврейская община.

Однако новое увлечение не означает повышения чувствительности. В соседней провинции Леон красное вино, смешанное с корицей, лимоном и другими ингредиентами, традиционно подаётся во время Семана Санта на Пасху. Многовековой коктейль называется «Matar judíos» - «Убийство евреев» [похоже, весело там в Испании, отмечу – прим. «МП»].

@Mecklenburger_Petersburger

Мекленбургский Петербуржец в:

Telegram

Яндекс.Дзен

Youtube