Необходимо разбудить свет в душе ребенка и развернуть ее на самое себя и на других людей...
"Плавать научить можно только в чистой воде (плавающие предметы в заброшенном пруду не могут способствовать данному процессу)". Научить красиво жить, развить личностные способности возможно при организации нравственной жизнедеятельности - утверждают опытные педагоги. И чем раньше ребенок поймет, что его любят, ему доверяют, что он многое значит, ценен для окружающих как самобытная личность, тем увереннее и эффективнее он будет развиваться.
Мечта о сильной личности с нежным сердцем и красивой душой издревле будоражила мысль прогрессивных людей. Многие педагоги, психологи, философы ломали голову, как помочь ребенку вырасти сильным, развитым, заботливым человеком, способным на этические поступки, ведущим нравственно-духовный образ жизни, умеющим самому строить свою судьбу.
Не случайно на арке Дельфийского храма можно прочесть обращение: "Познай самого себя".
Именно с осознания лучшего в себе начинается созидание в жизни.
До нас дошли древнеиндийские и древнекитайские философские течения, утверждающие, что мудрецы признавали за человеком "творческую разумную силу, способную приобрести мудрость и осознать истину".
Смыслом самопознания, самовоспитания, по мнению Сократа, являлось то, что "к счастью ведет один путь - добродетель, которую надо найти в себе, и высшее благо - правда, деяние добра".
Аристотель утверждал необходимость сознательного отношения человека к самому себе, убеждая вырабатывать характер самому, закаляясь в борьбе с собственными слабостями, развивая необходимые нравственно-этические качества.
Значительный вклад в организацию самосовершенствования личности внесли в свое время педагоги-мыслители Ян Амос Каменский (1592-1670) и видный русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818).
Н.И.Новиковым были выработаны рекомендации по работе над собой, где помещались листки "добрых и худых дел наших". Это были размышления над поступками и умение контролировать свое поведение.
Много написано трудов о воспитании.
Всему человечеству известны практические труды, раздумья А.С.Макаренко, И.П.Иванова, О.С.Газмана.
Много последователей личностно-ориентированной педагогики и в наше время.
Целые ветви, пласты неизученных находок, умение практически помочь ребенку вырабатывать лучшие человеческие качества находим мы, объединив все мысли из первоисточников животворящих.
Р.Г.Подболотова