В былые времена наличие капельника считалось обязательным как в чайных, так и в кофейных сервизах. Чаепитие без этого предмета считалось неудобным и, как говорилось, «не комильфо», т.е. не соответствовало правилам хорошего тона.
Хочу представить вам капельник, созданный на фарфоровых фабриках Матвея Сидоровича Кузнецова в Дулево. Эта чаша из тончайшего фарфора – произведение искусства, представляющее собой «шик и нежность»: сверху и снизу широкие ленты позолоты, оформленные цировкой, а между ними орнамент из «агашек», мелких цветочков и усиков.
И вся эта красота была создана более ста лет назад, судя по клейму, в период с 1864 по 1889 год.
Представляете… Кто-то в далеком тысячу восемьсот каком-то году, создавал эту чашу, вкладывая в нее душу. Чьи-то руки расписывали ее, прорисовывая каждый цветочек, каждый листочек. И до сих пор этот шедевр радует нас своими «агашками.
Кто же придумал эти «агашки?
Бытует мнение, что на дулевской фабрике имя Агаша было распространенным среди мастериц росписи посуды, поэтому и
цветочки эти стали называть «агашками». Но, все ж таки, была реальная женщина Агафья Степановна Кустарёва, которая и считалась автором этого цветка, похожего на розочку, также она придумала особый способ его прорисовки.
Цветок Агафья создавала своим тонким пальчиком, обмакивая его в краску только один раз на каждую «агашку». Рисовала непрерывно, начиная с нижних лепестков, заканчивая серединой, которая не прорисовывалась.
Эти цветочки понравились всем своей простотой и быстрым способом нанесения рисунка. С тех пор «агашки» стали визитной карточкой фабрики в Дулёво, славившейся своей посудой, при изготовлении которой учитывались, как вкус, так и потребности у всех слоев населения. А на Руси, особенно в те времена, все сословия любили устраивать чаепития. Это был своеобразный ритуал: накрывался стол, доставался большой самовар, модный сервиз (если сервиза не было – просто чашки с блюдцами), у самовара ставился капельник, на него возлагалась не одна функция. Он «ловил» капельки с крана самовара, и в него сливали из чашек последние капли оставшейся заварки или кофейной гущи (когда пили кофе), а если в посуде все же оставались чаинки или гуща, то ее споласкивали над капельником перед тем, как налить следующую порцию напитка. Поэтому то второе название этой чаши – полоскательница.
Любили у нас «побаловаться» чайком – да еще и горячим, да и с сахарком вприкуску. Чаевничали не один час, выпивали при этом до 5-6 порций, а то и больше, постоянно подливая себе погорячее.
Со временем самовары стали исчезать из обихода, и капельник потерял свою актуальность, его начали использовать, как сухарницу или конфетницу.
А жаль… Все-таки приятно посидеть за самоваром, ведя неспешную беседу.