Большинству людей, погруженным в настольные игры на уровне уверенного пользователя, безусловно известен человек, которого зовут Гэри Гайгэкс. Так же им известен и его magnum opus - "Dungeons & Dragons", игра, ставшая прародителем великого множества компьютерных и настольных игр, жанров и фэнтезийных миров. Первая редакция "Подземелий и Драконов" была издана в 1974, но до этого Гайгэкс три с лишним года трудился над другой игрой, ставшей прародительницей "D&D", и называлась эта игра "Chainmail" ("Кольчуга").
Варгеймы - это очень старый жанр. Симуляция сражения кажется достаточно очевидной темой для того, чтобы попробовать реализовать ее на столе. Если вдуматься, то даже шахматы в своем первозданном виде повествуют именно о битве между двумя армиями. С давних времен эта концепция претерпевала множество изменений, но не забывала развиваться - подобные занятия укрепляли ум и стратегическое мышление, поэтому воспринимались как вполне достойное времяпрепровождение среди ученых мужей. Официально настольными играми варгеймы стали считаться где-то в середине 50-х годов прошлого века. С этих пор начало выходить множество разнообразных игр, повествующих о всевозможных исторических сражениях, осадах замков и битвах между многочисленными армиями.
Одной из таких игр была "Осада Боденбурга" (Siege of Bodenburg), вышедшая в 1967 году и очень неплохо зарекомендовавшая себя у игроков. Однако Джефф Перрен (Jeff Perren), владелец хобби магазина, торгующего варгеймами, захотел разработать собственный свод правил для этой игры. В то время он был участником "Ассоциации тактических учений Женевского озера" (The Lake Geneva Tactical Studies Association, или LGTSA) - небольшой группы любителей варгеймов, которые еженедельно собирались для игр в подвале одного из участников этого сообщества - Гэри Гайгэкса (Gary Gygax). Именно с ним Перрен решил поделиться своей мыслью относительно создания своего свода правил для игры и фактическом создании нового варгейма. Вместе Перрен и Гайгэкс принялись за разработку.
Подход Гайгэкса был чрезвычайно скрупулезным и обстоятельным. Он стал составлять подробные таблицы характеристик, разбив отряды на 6 родов войск: легкую, тяжелую и бронированную пехоту, а также легкую, среднюю и тяжелую кавалерию. Также отдельно были прописаны правила по стрельбе и артиллерийскому огню. Любой исход битвы зависел от бросков шестигранных кубиков. Со временем к механикам добавились кавалерийские атаки, влияние боевого духа на отряды, взятие противника в плен, рыцарские турниры и многое другое. В 1971 году компания "Guidon Games" издала игру, назвав ее "Chainmail". Фанатское сообщество приняло ее очень тепло и она почти сразу стала главным хитом продаж.
Через некоторое время Гайгэксу надоели обычные сражения, поэтому он решил добавить в игру элементы фэнтези. Именно в это время в игру стали добавляться магия и волшебные существа. Они не отличались оригинальностью, большинство из них было заимствовано из произведений таких авторов как: Толкин, Роберт Говард, Пол Андерсон, Эдгар Берроуз, Майкл Муркок, Флэтчер Прэтт, Эл Спрэг де Камп, Лин Картер и даже Говард Лавкрафт. Фэетезийные существа также стали относиться к уже существующим родам войск. Но самое главное нововведение заключалось в появлении героев - уникальных юнитов, отличавшихся особой силой и нехарактерной для обычных воинов живучестью. Концепция такого рода была в новинку, ведь в обычных варгеймах попадание часто приводило к гибели война. Это навсегда поменяло каноны игр подобного плана. Впоследствии способность выдерживать несколько последовательных попаданий стали получать и большие, особо опасные юниты.
Именно с созданием "Chainmail" начался сбор бестиария Гайгакса. Как я уже писал во вступлении к статье про совиного медведя, он использовал абсолютно любые фигурки независимо от того, где и как их можно было достать.
К примеру, набор фигурок индейцев Гайгэкс использовал как огров. Это получилось из-за того, что все фигурки в наборе были по размеру больше классических сорокамиллиметровых миниатюр, а из-за того, что большинство этих фигурок были желтого цвета, все огры в последствии часто стали красится именно в этот цвет. Таких ситуаций со временем появлялось все больше, и многие находки и конверсии миниатюр Гайгэксом определили внешний вид многих монстров на годы вперед.
…когда другим участникам [LGTSA] начали надоедать игры в средневековье, а мне — нет, я решил добавить в игру фэнтезийные элементы, такие как дракона с огненным дыханием, героя, равного по силе четырём обычным воинам, волшебника, который мог атаковать огненными шарами, которые имели дальность и радиус поражения аналогичные выстрелу катапульты, и молниями, которые имели дальность и радиус пушки, и так далее. Я сделал конверсию модельки стегозавра в достаточно убедительного дракона, поскольку в то время их модельки ещё не выпускались. семидесятимиллиметровая фигурка викинга с приклеенными кукольными волосами и палицей, сделанной из кухонной спички и автомобильной шпатлевки, раскрашенная в синий цвет, превратилась в устрашающего великана. Я прочёсывал магазины старьёвщиков в поисках потенциальных дополнений и со временем нашёл фигурки, представляющие людоедов, элементалов и пр. Игроки полюбили новую игру, и в скором времени на каждую сессию собиралось по двадцать или больше игроков…
Воспоминания Гайгэкса из интервью 2001 года
Гайгэкс так же не забыл добавить мировоззрение всем существам, всего появилось три крупные категории: силы Порядка, силы Хаоса и нейтральные существа.
Параллельно этим событиям, в конце 60-х годов Дэвид Уэсли (David Wesely), еще один из варгеймеров того времени решил провести один эксперимент. Он придумал целую кампанию, в которой сам выступил судьей. Примечательно было то, что в игре участвовало достаточно большое количество игроков, а условий для победы было даже больше, чем участников самой игры. Изначально концепт Уэсли подразумевал под собой, что все действия будут обговариваться с ним, как с судьей, с глазу на глаз, отдельно от других игроков, но неожиданно случилось то, чего никто не мог ожидать: некоторые игроки начали самостоятельно перемещать свои миниатюры по игровому полю, общаясь друг с другом от лица своих персонажей. Кто-то даже провоцировал других участников на отдельные столкновения, формат которых не подразумевался Дэвидом. Но, тем не менее, со стороны судьи в ход пошла абсолютнейшая импровизация, что самому Уэсли казалось абсолютным провалом. Однако, после того, как игра была завершена, все ее участники по достоинству оценили такую концепцию и высказали свое желание о повторном проведении подобных игровых сессий. Поскольку повествование этой партии описывало события, происходящие в вымышленном городе Браунштейн (Braunstein), все последующие игры подобного плана стали называть именно так.
Одним из игроков, которые принимали участие в "Браунштейнах" был второй участник творческого тандема, благодаря которому "Подземелья" появились на свет - Дэйв Арнесон (Dave Arneson). Идея проведения таких игр настолько поглотила его, что через какое-то время он стал заменять Уэсли в судействе, а после решил сделать свой собственный "Браунштейн". Арнесона очень привлекал фэнтезийный сеттинг и наличие магии, поэтому основой для своей кампании он выбрал "Chainmail" - игру своего друга Гэрри, в котором к этому времени все вышеописанное уже присутствовало в полном объеме. Игровую кампанию Арнесон назвал "Блэкмур" (Blackmoor), и, после того как она была завершена, первым кто увидел ее, конечно же, стал Гайгэкс. С каждой новой игровой сессией в "Блэкмур" Анесон и Гайгакс стали приходить к тому, что количество ролевой составляющей в игре стало увеличиваться с каждым разом. Армии отошли на второй план, им на замену перешли отдельные персонажи, ассоцировать себя с которыми игрокам было было намного проще и интереснее. Карты и антураж стали более камерными и замки все чаще стали превращаться в пещеры и подземелья. Все это привело к тому, что через несколько лет, в 1974 году на свет появились "Подземелья и Драконы".
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше статей о мире "Подземелий и Драконов можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.