Найти тему
ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО

ПОДБОЛОТОВА Раиса Григорьевна

Учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ, профессор.

Ещё в 9 кл. шефствуя на учениками седьмого класса она водила детей в походы и устраивала костры на снегу с откровенными беседами о жизни.

Работая старшей вожатой её переводили в школы-новостройки для организации воспитательной работы.

В 1966 г. "Учительская газета" опубликовала несколько статей о работе и педагогических взглядах Подболотовой Р.Г.

В 60-е годы Раиса Григорьевна работала вожатой в "Орленке", где получила первый опыт такой педагогической практики под руководством О.С.Газмана и позже успешно использовала его в школах г. Березники на Урале, где работала директором Дворца пионеров и школьников.

Архангельск имеет свои самобытные традиции и формы коллективного творческого воспитания, но школ подобного типа у нас не было. По переводу Раису Григорьевну пригласили в школу-интернат №3, имея готовую и проверенную модель организации образовательного процесса. Перед ней стояла задача адаптировать ее к новым условиям, подобрать конкретные технологии, методические приемы. Она смогла создать принципиально иную атмосферу в интернате, изменила стиль взаимоотношений, задавая ситуацию альтернативных линий, обстановку дискуссий, изменила позиции в самоуправлении, ориентируя педагогов и детей на взаимодействие в духе коллективизма, принятия ответственных решений.

Каждый год в школе появлялось что-то новое, способствующее созданию дополнительных условий для равностороннего и полноценного развития учащихся. Постепенно сложилась оригинальная воспитательная система, в основе которой - интеграция учебного и воспитательного процессов, коллективно организованная деятельность, воспитывающие отношения, детское самоуправление. Школа-интернат была реорганизована в учебно-воспитательный комплекс, затем детский дом-школа. Большинство педагогов считали, что для обычной школы эта система окажется неприемлема. Р.Г.Подболотова смогла доказать обратное и именно это определило выбор руководства Архангельского ГОРОНО. Её пригласили на должность начальника управления образованием г. Архангельска.

Опыт Р.Г. Подболотовой обобщен Академией педагогических наук во Всесоюзной педагогической энциклопедии, опубликован в книгах "Моя школа", "Книга об интернате". На ее исследовательские работы сделана ссылка в Российской педагогической энциклопедии.

Имеет награды: знаками "За активную работу с пионерами", "Отличник народного просвещения", международный Орден "Крылатый лев".

Раиса Григорьевна - педагог-новатор, человек непростой судьбы и широкой души, она сумела сохранить любовь к детям, принимая близко к сердцу их проблемы, надежды и радости. Она и сейчас полна энергии и готова поделиться богатым опытом, который может пригодиться педагогам различных организаций, родителям и широкой общественности.

Лит.: О присвоении почет. зв. Рос. Федер. //Собр. законодательства Рос. Федер. 1995. № 16. Ст.1404. С.2501–2502; Иванова С. У горобраза новая голова //Архангельск. 1996. 21 сент.; Газман О.С. Педагогическая энциклопедия. –М.: 2001; Овчарова Р. Школа-интернат. – Архангельск: ИППК. 2003; Жданов А. Книга об интернате. – Архангельск. ИППК, 2004; Лукошкова А.Н. Проблемы... Поиски... Решения... // 2005, 2009; Кеврольский Д. Пустите в душу свет!: Детский дом-школа № 6: тепло, забота, уют //Правда Северо-Запада. 2006. 8 марта; Буторина Т.С., Захарова С.Г. Подболотова Раиса Григорьевна. Поморская энциклопедия. Т4. – Архангельск, 2012.

Е.Н. Борчук

-2
-3