На северо-восточной оконечности азиатского материка живут чукчи и эскимосы – оленеводы и охотники. Годовой хозяйственный цикл этих народов сопровождается благодарственными праздниками. Люди благодарят и восхваляют природу, персонифицированную в образах духов, за возможность удачной охоты и за сохранность и увеличение оленьего стада. Если праздники оленеводов в основном связаны с оленьим стадом, его благополучием и умножением, то праздники морских зверобоев посвящены морю и его обитателям, в том числе и мифическим. Главным праздником года у приморских чукчей и эскимосов был праздник Кереткуна. Кереткун и его жена являются главными из всех «морских существ», или морских духов. Кереткун владеет всеми морскими зверями, в частности, моржами. Считается, что он и его жена живут на морском дне, или в открытом море на плавучем острове. Они высокого роста, выше людей. У них особые головные повязки и одеты они в длинные белые одежды из моржовых кишок, увешанные множеством кисточек.
Праздник длится несколько дней. Основные действия праздника – жертвоприношения, танцы и песни, пиршество – проходят в специально убранной яранге. Участники праздника надевают такие же костюмы, какие носят, по их представлениям, Кереткун и его жена. Люди благодарят Кереткуна, который, как считается, присутствует на празднике, за те блага, которые он им послал, и просят его так же поступать и впредь. После окончания праздника остатки жертвоприношений бросают в море, ожидая возрождения зверей, убитых во время праздника.
Морские охотники никогда не убивали касаток, считая их посланниками морского хозяина Кереткуна. Когда кит, преследуемый касатками, выбрасывался на берег, чукчи считали, что его им посылает Кереткун.
Во время праздника танцоры надевали также и маски волка. Это связано с тем, что верили, что в волков превращаются касатки. Считалось, что касатки – оборотни: летом в море они охотятся на китов, а зимой выходят на сушу в виде волков, где они также помогают охотникам, пригоняя к ним диких оленей. Чукчи говорили, что где то около Уэлена есть пещера, в которой касатки превращаются в волков. Считалось, что «волк и касатка одно и то же; это – человек в другом одеянии».
Обязательными элементами любого праздника были танцы под аккомпанемент бубна, и разнообразные песни. Танцевали и мужчины, и женщины. Обычно в танце пластикой изображались различные виды работ: охота, свежевание добычи, обработка шкур и пр.
На таких досках, выставляемых во время праздника в яранге, чукчи изображали пожелания хозяину моря – чтобы было много морских зверей, чтобы охотники могли удачно загарпунить добычу.
Важнейшим моментом праздника являлись жертвоприношения – Кереткуну и другим духам. Деревянные чаши наполнялись лучшими кушаньями, и глава семьи с женой отправлялся к морю, куда бросает кусочки угощения.
В течение всех праздничных дней и ночей в яранге горит жировая лампа. Считается, что сам Кереткун приходит на праздник и садится на лампу.