После 1 года у детей появляется много новых навыком и умелок. Например, они начинают ходить, и речь еще недостаточно развита, чтобы ребенок мог выразить свои потребности понятно для окружающих. Этот период может продолжаться и до 2-3 лет, тем более, что дети имеют "полное право", потому что у них идут скачки и пики роста, как физического, так и морального.
Одновременно, ребенок не понимает, как действовать в новых ситуациях и как справляться с эмоциями. Например, на прогулке другой ребенок отобрал формочку или машинку или мама не разрешает сидеть в луже (а ведь это так интересно), "лезть на потолок", взять самокат зимой на прогулку или пойти в трусах / без обуви / без шапки (ведь она мешает познавать этот прекрасный мир).
В данный момент ребенок сталкивается с фрустрацией, то есть с ситуацией несоответствия желаний имеющимся возможностям.
И если мама настаивает на шапке или одежде, что так логично с позиции взрослого, но у ребенка другие планы, то самым момент заявить о своих потребностях тем способом, который сейчас доступен малышу .... громкий крик и протест.
Что следует сделать взрослому?
Помочь прожить слезы тщетности...
То есть, простыми словами, помочь справиться с тем, что какой-то момент будет не по плану ребенка. Что шапку нужно все таки одеть, в уже будет мокро, без обуви можно повредить ножки...
Как же это сделать?
Психологи употребляют термин психологическая утроба – это успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.
Это могут быть объятия, активное слушание ребенка, просто принятие его чувств и состояния.
Фразы, которые можно говорить малышу, если он еще в состоянии слушать, что вы говорите:
- "ты злишься",
- "тебе сейчас обидно",
- "ты хочешь по другому, но это опасно"
Способность одного человека быть психологической утробой, поддержкой, принимающей стороной всех чувств и проявлений ребенка называют способность к контейнированию.
Что вмещает в себя контейнер?
Те самые чувства, с которыми пока не может справиться ребенок – не знает как, возможно вообще впервые их почувствовал, напуган, не понимает, что с ним происходит и как справиться с этим.
Что будет дальше, если ...
Если не помочь ребенку прожить слезы тщетности, то далее может последовать "выход силы".
Согласно Ньюфелду и его исследованиям привязанности , если ребенок сталкивается с фрустраций, и не получив поддержки от значимого взрослого, который помогает справиться и прожить чувство тщетности, психика ребенка не справляется и находит выход в драках, агрессии ,как вербальной , так и физической.
Да, это непривычно для родителя, для этого нужны силы, в основном моральные.
Однажды научившись приемам активного слушания и контейнирования, вы станете "супер родителем", способным понять ребенка и дальше, особенно в моменты "некрасивого/ неудобного" поведения.
#кризис2-хлет #истерикиуребенка #слезытщестности #контейнированиеэмоций #ребенокваляетсянаполу #нежелательноеповедениеребенка