Перевод отрывка книги Сэма Вакнина Abuse, Torture, And Trauma and Their Consequences and Effects (2009)
Расстройства личности не только распространены повсеместно, но и размыты, изменчивы по форме. Это утомительно и эмоционально тяжело наблюдать, как близкий человек страдает от этих пагубных и в значительной степени неизлечимых состояний. Жертвы занимают различные позиции и по-разному реагируют на неизбежное насилие, возникающее в отношениях с пациентами с расстройствами личности.
1. Токсичный оптимизм
Форма самообмана, отказ верить в то, что некоторые болезни неизлечимы. Токсичные оптимисты видят признаки надежды в каждом колебании, читают смысл и закономерности в каждом случайном происшествии, высказывании или промахе. Принцип Поллианны - разновидность магического мышления.
- "Если бы только он достаточно старался";
- "Если бы он только действительно хотел исцелиться";
- "Если бы только мы нашли правильную терапию";
- "Если бы только его защиты были ослаблены";
- "Должно быть что-то хорошее и стоящее под уродливым фасадом;
- "Никто не может быть таким злым и разрушительным";
- "Он, должно быть, имел в виду не это";
- "Бог, или высшее существо, или дух, или душа – это решение и ответ на мои молитвы".
Из книги Сэма Вакнина "Злокачественная любовь к себе - нарциссизм пересмотренный":
"Нарцисс и психопат относятся к такому мышлению с едва скрываемым презрением. Для них это признак слабости, запах добычи, зияющая уязвимость. Они пользуются им и злоупотребляют этой человеческой потребностью в порядке, добре и смысле - как они используют и злоупотребляют всеми другими человеческими нуждами. Легковерие, избирательная слепота, токсичный оптимизм - вот оружие зверя. И пострадавшие усердно работают, чтобы снабдить его своим арсеналом".
2. Фантазии о спасении
"Это правда, что он шовинист и что его поведение неприемлемо и отталкивающе. Но все, что ему нужно, – это немного любви, и он исправится. Я спасу его от страданий и невзгод. Я дам ему любовь, которой ему не хватало в детстве. Тогда его расстройство (нарциссизм, психопатия, паранойя, замкнутость) исчезнет, и мы будем жить долго и счастливо".
3. Самобичевание
Постоянное чувство вины, самобичевание, самокритика и как следствие наказание себя.
Жертва садистов, параноиков, нарциссов, пограничников, пассивно-агрессивных людей и психопатов принимает бесконечные издевательства и унизительную критику и делает их своими собственными. Она начинает наказывать себя, замыкаться, искать одобрения перед любым своим действием, отказываться от своих предпочтений и приоритетов, стирать свою собственную идентичность, надеясь таким образом избежать мучительной боли от разрушительного воздействия своего партнера.
Партнер часто является добровольным участником этого общего помешательства. Такое безумие вдвоем никогда не может иметь места без полного сотрудничества добровольно подчиненной жертвы. У таких партнеров есть желание быть наказанными, быть ослабленными постоянной едкой критикой, нелестными сравнениями, скрытыми и незавуалированными угрозами,притворством, предательствами и унижениями. Это заставляет их чувствовать себя очищенными, "святыми", цельными и жертвенными.
Многие из этих партнеров, когда они осознают свою ситуацию (а очень трудно разглядеть ее изнутри), отказываются от партнера с расстройством личности и разрывают отношения. Другие предпочитают верить в целительную силу любви. Но здесь любовь растрачивается впустую на человеческую оболочку, неспособную испытывать ничего, кроме негативных эмоций.
4. Подражание
В психиатрии использует термин "эпидемиология", когда описывают распространенность расстройств личности. Являются ли расстройства личности инфекционными заболеваниями? В каком-то смысле так оно и есть.
Из книги Сэма Вакнина "Злокачественная любовь к себе - нарциссизм пересмотренный":
"Некоторые люди берут на себя роль профессиональной жертвы. Их существование и сама идентичность целиком и полностью зависят от их роли жертвы. Они становятся эгоцентричными и лишенными сочувствия жестокими эксплуататорами. Эти жертвы "профи" часто более жестоки, мстительны, язвительны, лишены сострадания и жестоки, чем их обидчики. Они делают на этом целую карьеру.
Пострадавшие придерживаются ложного представления о том, что они могут отделять свое оскорбительное (например, нарциссическое или психопатическое) поведение и направлять его только на своих жертв. Другими словами, они верят в свою способность разделять свое поведение и быть словесно оскорбительными по отношению к обидчику, в то же время вежливыми и сострадательными по отношению к другим, действовать со злым умыслом, когда речь идет о их психически больном партнере, и с христианским милосердием по отношению ко всем остальным. Они верят, что могут включать и выключать свои негативные чувства, вспышки гнева, мстительность и слепую ярость.
Это, конечно, неправда. Это поведение распространяется и на ежедневные контакты с невинными соседями, коллегами, членами семьи, сослуживцами или клиентами. Человек не может быть частично или временно мстительным и осуждающим так же, как он не может быть частично или временно беременным. К своему ужасу, эти жертвы обнаруживают, что они превратились в свой худший кошмар: в своих обидчиков-злобных, порочных, лишенных сочувствия, эгоистичных и жестоких эксплуататоров."