Старик Джованни торговал около пляжа. Он приходил на морской берег после полудня, когда солнце уже не так припекало. Не спеша раскрывал сундук, доставал из него богатства для туристов и баловство для детей – плетеные шляпы, расписные складные вееры, раковины, хранящие в себе шум моря, бусы и серёжки из ракушек, браслеты из цветных камешков. Иногда в сундуке оказывалась и парочка воздушных змеев. Джованни никогда не позволял себе просто продать вещь, к воздушным змеям прилагалась помощь по их запуску, а к серьгам и браслетам – зеркальце и комплименты.
К вечеру на пляж начинали стекаться отдыхающие. Это был южный город, манящий туристов со всех сторон света. Люди приплывали на кораблях, сходили по трапу, неся в руках увесистые чемоданы. Ещё на палубе женщины обматывали головы платками наподобие тюрбана, чтобы скрыться от палящего солнца и сразу показать берегу, что они здесь свои.
Город славился не только красотой и близостью моря, но и удивительными растениями, зелёными тропами, целебными родниками и невероятно вкусным воздухом. Он проникал в легкие сразу же, как нога отдыхающего ступала на трап корабля. И невозможно было не любить этот южный городок, потому что он уже заполнял тебя изнутри.
Джованни часто курил трубку у причала, наблюдая за кораблями. Он знал расписание всех судов, а матросы и капитаны кораблей здоровались со стариком за руку и привозили подарки. Джованни часто получал крепкий табак и душистый чай с далеких берегов, а его внук Артур, помогавший торговать, - заморские сладости, крепкие канаты, просоленные морем, и другие части морского снаряжения.
Среди всех товаров Джованни самым ценным и дорогим был куриный бог – камешек, в котором море выточило отверстие. Найти такой сложно, потому и стоил он дорого, и не всегда лежал в сундуке Джованни.
Барышни в летних платках и шляпках часто недоумевали, почему среди таких красивых вещей лежит дырявый камешек. Тогда Джованни закуривал трубку и рассказывал:
- Посмотрите на море. Какое оно величественное, сильное. Оно носит большие суда, перекатывает огромные валуны, позволяет рыбам жить на своем дне. В тихую погоду море кажется безмятежным. Но никому не пожелаешь оказаться в шторм в открытом море. Тогда оно беспощадно, и человек бессилен против него.
Это морская вода проточила камень. Нет ничего сильнее воды, она отдала свою силу камню. И этот камень защитит своего хранителя от неудач, болезней, неприятностей. Сила стихии отведет беду и принесет счастье.
Конечно, для счастья нужно найти такой камень самому. Но как коротко время южного отпуска! Можно искать каждый день и ничего не найти. А вот моему внуку Артуру иногда везет. Наверно, потому что у него на шее висит такой камешек, который приманивает удачу…
Покупатели ахали, открывали кошельки, выбирали ленточки и веревочки, чтоб подвесить свой новый амулет.
Часть вырученных денег Джованни откладывал в красивую резную шкатулку. Он мечтал о новой лодке и парусе, расшитом золотыми нитками. Точнее, парус уже был. Он бережно хранился на верхней полке шкафа и доставался нечасто – в основном, для того, чтобы проветрить, защитить от моли и полюбоваться сиянием золотого узора в солнечных лучах.
Никто не знал, кто вышил этот парус, как не знали, и куда хочет плыть Джованни. Только Артур о чем-то догадывался – именно его почтальон попросил передать деду письмо с множеством штемпелей на конверте, надписанным чётким учительским почерком. Вероятно, письмо долго бродило по свету, пока нашло затерянный в море южный городок. Теперь это письмо бережно хранилось вместе с парусом и резной шкатулкой.
Артур много времени проводил в пристроенной к дому мастерской. Дед там чинил свою лодку и разные вещи, которые просили его отремонтировать соседи. Артур помогал вырезать игрушки из дерева для соседских детей и на продажу, обтачивал камни для браслетов и собирал бусы из ракушек.
Часто он засиживался допоздна, мастеря разные красивые вещи. Однажды его не было так долго, что Джованни вышел позвать внука домой. На пороге мастерской старик с удивлением остановился. Рядом с Артуром лежала горка камней, угловатых, с плоскими бочками, а он сам с ювелирной точностью, осторожно и медленно, выдалбливал дырочки в камнях. Работа была такой скрупулезной, что за вечер юноша едва ли смог обработать и один камень.
Джованни закурил свою неизменную трубку, закашлялся и только потом задал вопрос.
- Прости меня, дед, я хотел, как лучше, - ответил Артур. – Веерами и ленточками не накопишь на мечту так быстро, как хотелось бы. Конечно, лучше моря никто не обточит камни, но и тут я схитрил. Те камни, в которых я уже выдолбил дырочки, я отношу в тайник в одной из пещер на берегу. Они уложены таким образом, что постоянно находятся в воде и обтачиваются во время приливов и отливов.
Джованни усмехнулся:
- Ты помогаешь исполнить мою мечту, а как же те, кто уже купил у нас ненастоящих куриных богов? Они не принесут счастья людям?
- Наоборот! Они принесут ещё больше счастья, потому что в них, кроме великой силы воды, вложены душа и любовь!
Шум прибоя подтвердил это. Джованни улыбнулся и попросил внука больше не множить куриных богов, потому что до мечты осталось накопить совсем чуть-чуть. Никто не знал, что в резной шкатулке, помимо сбережений, хранится настоящий куриный бог, выточенный солёным морем в далёких краях. Его подарила Джованни отправительница загадочного письма, и он действительно принёс ему счастье. А счастьем Джованни было видеть каждый день море и зелень южного города, люди, с которыми он дружил, любящий внук рядом и новенькая лодка, которая уже строилась по его заказу.
Кира Дубровина