Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Какие важные преимущества не утратил и сегодня паровоз перед современными тепловозами и электровозами?

Вид с рабочего места машиниста тепловоза серии ДМ62. Станция Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Вид с рабочего места машиниста тепловоза серии ДМ62. Станция Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня паровоз в отличии от современных локомотивов воспринимается как анахронизм или некая диковина, наравне с прочими музейными раритетами, для организации поездок в составе туристических ретропоездов. Однако при всей кажущейся простоте, наглядности конструктивных решений, с инженерной точки зрения паровоз организован необычайно тонко, достаточно надёжно, с определённым запасом прочности на годы вперёд.

Паровоз серии СО18-2018 на станции Фирово (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии СО18-2018 на станции Фирово (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев

Поэтому он и сегодня, несмотря даже на относительно низкий КПД его силовой установки, имеет целый ряд преимуществ перед тепловозами и электровозами.

Паровоз серии Л и пассажирский тепловоз серии ТЭП70 на станции Осташков (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л и пассажирский тепловоз серии ТЭП70 на станции Осташков (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев

Рассчитанный классическими методами инженерных наук, предполагающими небольшие напряжения в металле, низкие нагрузки в узлах трения и удобный доступ ко всем механизмам, паровоз обладает высочайшей надежностью и долголетием, сравнимым с продолжительностью человеческой жизни, а то и сильно превосходящим её. Итак, главное преимущество паровоза перед тепловозом и электровозом заключено в свойствах его поршневой паровой машины.

Паровоз серии Л в момент трогания с места на станции на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л в момент трогания с места на станции на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Она абсолютна нечувствительна к перегрузкам и способна, в отличие от дизельного двигателя внутреннего сгорания и тяговых электромоторов (тэд), развивать максимальный крутящий момент уже при взятии с места.

Вид из кабины тепловоза серии ТЭП70 на станции Фирово. На первом пути, прибывший из Бологого регулярный пригородный ретропоезд "Селигер". Фото: Алексей Алексеев
Вид из кабины тепловоза серии ТЭП70 на станции Фирово. На первом пути, прибывший из Бологого регулярный пригородный ретропоезд "Селигер". Фото: Алексей Алексеев

В дисциплине по "перетягиванию каната" любой тепловоз или электровоз уверенно сольёт паровозу в силу ограничения максимального тока нагрузки тэд, ещё и непременно сработает защита, предусмотренная электрической схемой.

Кто кого перетянет? Тепловоз ТЭМ18ДМ или паровоз серии Л? Делайте ставки. Фото: Алексей Алексеев
Кто кого перетянет? Тепловоз ТЭМ18ДМ или паровоз серии Л? Делайте ставки. Фото: Алексей Алексеев

На одной большой силе тяги с места, конечно, далеко не уедешь. Везут нас хоть и ньютон-метры, а вот поддержание движения на высоких скоростях хоть резервом, хоть с поездом обеспечивают именно лошадиные силы или киловатты.

Мощность тягового генератора тепловоза численно равна произведению напряжения генератора на силу тока. Показания киловольтметра и килоамперметра в момент тяги тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Мощность тягового генератора тепловоза численно равна произведению напряжения генератора на силу тока. Показания киловольтметра и килоамперметра в момент тяги тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

Но и здесь у паровоза имеются свои достоинства перед современными видами тяги. Второе преимущество паровоза заключено в свойстве жаротрубного котла, имеющего значительный запас кипящей под рабочим давлением воды, часть которой при необходимости может быть мгновенно обращена в пар (уровень воды в котле при этом понижается).

В будке паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
В будке паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев

В случаях интенсивной работы котёл использовали в качестве аккумулятора — на выдачу заранее запасенной энергии, что позволяло кратковременно повышать развиваемую паровозом мощность без всякого ущерба для него. Этим свойством в своё время широко пользовались машинисты и оно метко называлось "работой на займе у котла".

Встреча локомотивов разных поколений на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Встреча локомотивов разных поколений на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев

И наконец третье преимущество паровоза — предельная простота и дешевизна изготовления и ремонта, а регулярное техническое обслуживание так и вообще выполняется силами локомотивной бригады без привлечения ремонтного персонала (слесарей и мастеров ПТОЛ). Да и уголь и мазут сегодня обходится намного дешевле дизельного топлива или электроэнергии.

Статья подготовлена с использованием отрывка из книги Л.Л. Макарова "Серия "Э". Паровоз и эпоха. Том I".

-10