Казалось бы, куда рациональней любого другого человек, живущий на земле. Тем более, если конец XIX века стоит на их ирландском дворе. А вот нет. Феи у них кругом, да с близкими родственниками вперемешку, понимаешь. И еще неизвестно, кто из них злее.
Ладно, можно смириться с тем, что в мире потустороннем, а для кого-то так просто сказочном, все не так, как кажется. В этом его смысл, можно сказать. И тут нечего пенять на неожиданности.
Однако то, что порой могут выкинуть люди в мире реальном, и самая смелая фантазия не всегда подскажет. А уж чего ожидать от самых малопредсказуемых из них, то есть от родственников, так и подавно. Вот, к примеру, история несчастной Бриджит Клири.
Много чего не бывает в сельской местности. При том, как правило, одного и того же в различных странах и из века в век. Но чаще всего там не случается перемен. Отсутствие развития обычно называют стабильностью и тишиной, связывают с традициями и спокойствием. Нечто подобное наблюдалось в Ирландии в восьмидесятые годы девятнадцатого века.
В селении Балливадлеа, затерянном недалеко от городка Клонмел, что в мало кому известном графстве Южный Типперэри, происходило не больше, чем в других подобных селениях, схожих между собой бедностью и захолустным бытом. Показательно, что одним из основных событий поселка было обсуждение Бриджит, дочери Пэта и Бриджит Боланд.
Темноволосая и голубоглазая красавица слыла очень выгодной партией среди местных парней. Она получила приличное по местным меркам образование. Девять классов в монастырской школе могли позволить себе далеко не все. А это уже вызывает зависть.
Тем более, что потом она продолжила свое обучение у местной портнихи. Но главное, у нее была довольно престижная работа. Бриджит служила экономкой в загородном поместье графов Клонмелл. Так что среди женихов могла выбирать. Не то чтобы как в сору рылась, но выбор был. И каково же было удивление претендентов, когда он пал на чужака. А вот эта вольность уже тянет на большее, на неприязнь.
Ей двадцать, он на семь лет старше. С Майклом Клири Бриджит познакомилась в Клонмеле, куда приехала по графским делам. Он работал купером, до есть бондарем, специализирующимся на закруглении краев бочки с помощью бондарного ручного тесла. В общем, специалист нужный, уважаемый и высокооплачиваемый.
Через год, то есть в 1888 году, молодожены переехали в недавно отстроенный коттедж родителей невесты. Просторный зал с большим очагом, огороженным массивной чугунной решеткой на первом этаже, и две спальни на втором вполне мирно поделили обе родственные семьи.
Среди англичан бытует анекдот: Проходит ирландец мимо паба. Так вот, Майкл чаще проходил, чем наоборот. Он скорее спешил на пивоварню или на фабрику по производству сгущенного молока, для которых изготавливал бочки.
Бриджит не отставала от мужа. разведение кур и производство яиц приносили прибыль, а на сбережения со временем она купила редкость - швейную машинку Зингер и брала заказы у тех, кто мог оплатить пошив чего-нибудь новенького, а то и модненького.
Среди местных молодая пара отличалась не только трезвостью, но и следующей за ней амбициозностью. Тут неприязнь окружающих перерастает в улыбчивое противостояние.
Отсутствие детей, крутой даже по местным меркам нрав пары также не сглаживал отношения с односельчанами. Важно то, что из двоих Клири лидером была Бриджит. Кто ж на селе такое простит, да еще и в Ирландии, и к тому же в XIX веке.
Потому заструились слухи, что, мол, зачастила она на форты фей. Вполне конкретное, в отличие от самих фейри, место. Некие развалины, расположенные в рощице на возвышенности, имеющие полукруглую форму и оставшиеся от древних скоттов.
После принятия христианства ирландцы стараются избегать такие места. Вплоть до того, что даже овец не пасут в непосредственной близости. Несмотря на это, феи или фейри даже в конце XIX века были некоей реальностью не то что потустороннего мира, а оказываемым влиянием, так и вполне материального.
Реальность эта была не столь мила, как может показаться по сложившейся сказочной традиции. Это не те существа, что легко порхают на прозрачных крыльях или снабжают Золушек каретами и хрустальной обувью.
Настоящие фейри знающему человеку, а ирландцы как раз таковы внушают страх и ужас. Ладно, если фея унесла овцу. Жалко, конечно, что поделать. Но мир людей соседствует с миром Иным, и с этим приходится мириться. Но если фейри подменила ребенка, то тут уж никакое христианское прощение не поможет.
Ирландцы знали, что делать в таких случаях. Богатый опыт был. С самых древних времен. и боюсь предположить, по какое время ирландцы верили в процесс Подмены и, соответственно, в Подменышей. Фейри, живущие рядом с людьми, из самых различных побуждений похищали человеческих детенышей. Как правило, либо недавно, либо совсем новорожденных. Однако бывали случаи похищения детей старше, а то и подростков.
В нескольких графствах, понятное дело, обязательно соседних, рассказывали о краже беременных женщин. Дети были нужны фейри для улучшения своей породы, в качестве слуг либо для уплаты пошлины дьяволу. Своих чад им отдавать не хотелось, потому старались подменить человеческими.
В каждой местности бывали свои истории, когда родители, отвлеченные каждодневным трудом, никогда не переводящимся на селе, как-то возвращались и обнаруживали подмену. Вместо своего дитя они находили либо сморщенного старичка, либо обросшее волосами существо, либо их здоровый ребенок начинал болеть такими заболеваниями, о коих в этих местностях не слышали.
Зато все слышали о фейри. А это значит, что обязательно находились специалисты, знающие, как ситуацию исправить. Для того чтобы феи вернули младенца, его надобно подвергнуть процедурам. Например, облить или мокнуть и не раз в ледяную воду пороть крапивой. Ну а если не помогает, то приходилось прибегать к прижиганиям. В дело шли раскаленные кочерга, сковорода и вообще любые предметы, способные накапливать и передавать тепло. Говорят, бывали случаи возвращения детей.
Кроме того, было устойчивое мнение, что по злобе своей фейри могут подменить и взрослого человека. Как правило, женщину. Для каких особых целей, сказать сложно, но мнение бытовало и в случаях внезапных заболеваний. Вместо какого никакого, но лечения несчастных подвергали процедурам изгнания феи.
6 марта 1895 года Бриджит вернулась вечером домой и почувствовала себя плохо. Сильный жар, ощущение ломоты в костях и кашель были довольно красноречивы. На следующее утро состояние ее здоровья ухудшилось. Решено было вызвать врача.
Местный доктор Уильям Крин пользовался популярностью, что не удивительно, ведь он был один на довольно большую округу. На протяжении нескольких дней больная оставалась без квалифицированной, насколько это возможно, помощи.
Необходимо отметить, что Майкл Клири за несколько лет до событий потерял мать. Ее подменили феи, и она вскоре умерла. Более того, именно в это время сильно болел его отец. Мнение о том, что фейри решили извести род, крепло в голове бондаря. К тому же разговоры жителей Балливадлеа, неприязнь которых к Бриджит переросла в подозрения о кознях фейри.
Да тут еще эти мысли о неверности жены. Уж больно часто она стала ходить продавать яйца этому Джеку Демпси. Что-то изменилось в их жизни. Уж не унесли ли представительницы Народа Холмов его Бриджит.
Сказать, что простудные или вирусные заболевания были редкостью в этих местах, никак нельзя. Климат больно соответствует. Потому умирали люди часто. Объяснения, как правило, располагались в области потусторонней. Фейри были виновны в большей части симптомов того, что в нашей жизни служит причиной больничного листа и не более.
Ни в субботу, ни в воскресенье доктор Крин так и не появился в доме Боландов. Больную все это время поили различными травами. Постепенно стали съезжаться сердобольные родственники. В частности, приехала двоюродная тетка Мэри Кеннеди. Не подумайте чего, их в Ирландии хватает. Вот врачей нет, а Кеннеди - да.
Лишь на седьмой день болезни врач посетил Бриджит. Однако Майкл Крин не усмотрел ничего опасного в постоянно ухудшающемся состоянии больной. Более того, он потребовал, чтобы его больше не беспокоили. Он как доктор не видит ничего серьезного, и его пациентка должна порхать и работать, как все остальные.
После подобного диагноза подозрения Майкла Клири о злодеяниях фейри не только усилились, а переросли в стадию убежденности. Теперь он был уверен в том, что перед ним не его жена Бриджит, а злобный подменыш феи. И у него есть девять дней для того, чтобы вернуть благоверную. Вернее, уже три.
Позже на состоявшемся судебном процессе было установлено, что после ухода священника, посетившего Бриджит Клири, после ухода доктора ее муж, отец, двоюродные братья Кеннеди и сосед Джон Данн начали процедуры изгнания фейри из больной.
Ее поили настоями трав, зачастую насильно. Обливали ледяной водой и прижигали различные части тела раскаленной кочергой. Периодически несчастная впадала в беспамятство. Чем больше Бриджит страдала, тем более усиливалась убежденность ее родственников в том, что перед ними Фейри, а не дочь, жена, сестра или соседка.
14 марта скончался отец Майкла Клири. На похороны он не поехал. Некогда. Надо было спасать жену, а потому пытки продолжились. Более того, от бессилия он начал просто избивать несчастную, которая все чаще впадала в беспамятство. При этом она говорила нечто, что только усиливало веру в ее близких. Веру в правильности избранного пути. Пути по изгнанию зла из ее измученного тела.
Более того, к уже присутствующим присоединялись и другие родственники. Например, кузина потерпевшей Джоанна с несовершеннолетней дочерью. На ее глазах больной насильно вливали некие настои. Лили на грудь кипяток и мочу домашних животных. Но Фейри не выходила, а Бриджит не возвращалась.
15 марта, то есть на девятый день болезни, Бриджит стало совсем плохо. Был приглашен священник, который отпустил грехи умирающей. После молитвы он положил ей в рот облатку, которую она не смогла проглотить и выплюнула. Это послужило доказательством того, что она подменыш. Процесс изгнания феи продолжился.
В какой-то момент родственникам несчастной показалось, что они достигли результата, и перед ними вновь оказалась Бриджит. Ее обмыли и переодели в чистое платье. После чего, дрожащую от холода и испытаний, усадили у камина в большом зале когда-то уютного дома ее родителей.
Внезапно ее муж Майкл вновь решил, что перед ним фейри, и набросился с новой ожесточенностью. Он порвал на Бриджит платье, ударил головой о массивную решетку камина и стал прыгать на ее груди. От этого у потерпевшей пошла горлом кровь. После чего он вылил ей на живот масло из лампы и поджог несчастную.
В комнате находились отец потерпевшей, ее двоюродные тетка, сестра и племянница. На крики прибежали двоюродные братья, но никто их них не предпринял никаких действий, чтобы помочь Бриджит. Зло должно быть изгнано окончательно.
Лишь 22 марта 1895 года все участники изгнания фейри из Бриджит были арестованы полицией, которую вызвал местный священник. Ее тело обнаружили в свежей могиле. Состоявшийся суд вызвал большой резонанс. Все родственники несчастной получили различные сроки заключения - от нескольких месяцев до трех лет. Майкл Клири, получив двадцать лет каторжных работ, вышел через пятнадцать.
Бриджит Клири упокоилась возле своей матери. Ее хоронили полицейские, что не удивительно, ведь все родственники находились под стражей. Их обвиняли не в изгнании зла, а в убийстве. Местная церковь тоже не могла проводить в последний путь покойную, так как не была уверена в том, что она не фейри.
Через несколько дней после похорон в роще, что недалеко от форта Фей, повесился Джек Демпси. то есть тот самый, к которому ревновал несчастную ее муж Майкл. Видимо, фейри их попутали окончательно.
Английская пресса активно обсуждала дикие нравы ирландцев, погрузившихся в первобытное зло, а уличная ребятня графства Южный Типперэри еще несколько десятилетий развлекались скороговоркой: Кто ты - ведьма или фейри иль супруга Майкла Клири?
Да, от фейри доброго не жди. И в этом есть своя определенность. Другое дело - люди, тем более родственники. Уж если они встают на путь изгнания зла, то рациональнее всего готовиться к чему угодно. А неожиданность настораживает, так сказать, держит в тонусе.