Найти тему

Славные парни и стыд

Оглавление

Славные парни тотально скрывают себя настоящего. И это всегда происходит при участии стыда. Именно это чувство заставляет прикрыть, спрятать свою естественную и живую реакцию. Свой интерес, свой порыв, свои желания и свой вкус.

Не хотел соглашаться, но пообещал. Хотел поддержки друзей, а весь вечер прослушал их разговор на неинтересную тему. Пришел в гости и даже в голову не пришло попросить тапочки, хотя весь вечер обламывался. На собеседовании предложили чаю или кофе, привычно и быстро сказал "Нет, спасибо." И так далее. Десятки и сотни раз в день. Каждый день.

Живая, настоящая, непосредственная, честная часть оказывается заперта стыдом в непроглядную темницу. Откуда к сожалению окружающим она не видна.

Часто весь объем стыда осознается лишь в терапевтической обстановке. Так что, если ты сейчас подумал, что это про кого угодно, но не про тебя - это закономерно. Блокирующее, замораживающее действие стыда таково: переживания будто теряют краски, тяжело дифференцировать конкретные чувства. И сам стыд тоже.

Чувство регулятор

Стыд - чувство регулятор. Это означает, что в нормальном количестве стыд выполняет важную регулирующую поведение роль в отношениях. Без стыда мы никак не могли бы сориентироваться в конкретной обстановке, в конкретных отношениях, что сейчас уместно, допустимо, приемлемо, а что нет. Какой я сейчас уместен здесь и сейчас. Это всё равно как если лишить человечество страха, через неделю почти не останется выживших. Так и со стыдом: как ни парадоксально, стыд - это клей отношений. До тех пор, пока его столько, сколько нужно.

Как только количество стыда становится чрезмерным, он начинает мешать отношениям. Стыдящийся начинает чувствовать себя скованным, закрепощенным и неуместным. Как бы отдельно от других людей. Не внутри компании, а снаружи. Не внутри семьи, а отдельно.

Блокирующее свойство стыда

В стыде чрезвычайно сложно выдерживать внимание, интерес других людей. А если выдерживать и возможно, то сильно страдает спонтанность, свобода, творческое самовыражение. Как будто происходит в регресс в "недотепное" состояние.

Стыд блокирует другие чувства. В стыде почти невозможно чувствовать интерес, вдохновение, благодарность, сочувствие. Таким образом, стыдящийся славный парень невольно оказывается лишен возможности проживать и проявлять свои самые крутые и человечные моменты. Быть замеченным другими людьми в этих своих чертах и проявлениях.

Изолирующее свойство стыда

Про стыд говорят "хотелось провалиться сквозь землю" или "сгореть со стыда" или "исчезнуть". В стыде хочется как будто уменьшиться и поскорее оказаться вне зоны досягаемости зрения и слуха других людей. Меня ТАКИМ не должны увидеть. Позор, если меня видят таким.

Как один из маркеров стыда - становится проще выдерживать свою видимость и заметность, если я не один в центре внимания, а со мной есть еще что-то, что это чужое внимание разбавляет и оттягивает на себя. Это может быть коллега, друг рядом со мной, или даже предмет, рядом с которым я нахожусь. Утрированная метафора: находиться в центре пустой сцены сложнее, чем на сцене, где есть еще много заметных объектов.

Кстати, другие чувства-маркеры стыда: смущение, стеснительность и робость.

Что с этим делать

Конечно это огромная тема. При обучении психотерапии стыду уделяются целые курсы по несколько десятков часов. Тем не менее, считаю важным проговорить некоторые вещи.

Часто у славных парней возникает идея, что со стыдом надо бороться. Что его нужно преодолевать, превозмогать, каким-то образом его из себя искоренять. Парадокс в том, что таким образом блокирующее действие стыда лишь усиливается - становится невозможно контактирование с самим стыдом, проживание его.

На группе мы не боремся со стыдом. Наша задача дозировано проживать его, а не преодолевать. Это тонкая грань. Зачастую даже опытному терапевту не просто распознать, что сейчас происходит. Именно поэтому важно, чтобы этот процесс проходил при поддержке квалифицированного психолога.

Как правило, славным парням на группе заметны лишь две крайности - либо оказываться изолированным и предъявляться минимально, либо не глядя в свой страх и стыд, зажмурившись, всё же побороть себя. И тут есть большая вероятность перешагнуть тот важный и целебный момент, когда предъявляться на группе становится уже очень тяжело, но всё еще заметны её участники. Когда они еще не сливаются в единую недружелюбную и оценивающую мешанину. Когда еще заметны и другие твои чувства.

Что мы делаем

Вот на этой грани мы задерживаемся. Этот процесс оказывается целебным и живительным. Только так стыд может быть разбавлен. Не преодолен, не исторгнут от себя, а по чуть-чуть разбавлен. Когда накапливается опыт, что после каждой встречи его становится чуть меньше. Что это самопредъявление, каким бы страшным оно не казалось, закончилось приятным послевкусием - группа не ополчилась против меня. Оказалось, что не я один такой. Что этот страшный момент, когда я побыл искренним, уязвимым не обернулся публичным унижением, а, наоборот, стал моментом сближения.

Интересно, что дальше нет необходимости выполнять какие-то усилия над собой. Когда у каждого из нас есть этот опыт, что меня настоящего, спонтанного, честного и естественного не просто выдерживают, а еще и тянутся ко мне, тогда становится намного легче оказываться рядом с другими людьми. Тогда, вместо необходимости мобилизации и подготовки к очередной встрече, можно расслабиться.