10. Тема 7. Письменная речь. Предложение. Текст

126 прочитали
Художник Наталия Соллогуб. Письмо Татьяны.
Художник Наталия Соллогуб. Письмо Татьяны.

Повторение изученного.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

- Слово ЯЗЫК многозначное. Какие значения этого слова вы помните?

- Что обозначает слово РЕЧЬ?

- Какие 3 формы речи вы знаете? Назовите их.

- Какие виды речи называются монологом, диалогом, полилогом?

- Что такое Слово?

Если вы не можете дать чёткий ответ на какие-то вопросы, вернитесь к прошедшим занятиям, найдите ответы и прочитайте их себе вслух.

Новый материал.

Задание 2. Вопросы для осмысления.

- Как вы понимаете, что такое Письменная речь, ТЕКСТ, МЫСЛЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

- В каких случаях мы пользуемся письменной речью?

-Случалось ли тебе писать и отправлять кому-то сообщение или письмо?

-Когда мы пишем письмо или сообщение, то мы записываем … (что?)

-А если ты читаешь чьё-то письмо, то ты читаешь … (что?)

-Значит, что предшествует письменной речи?

- Если мы что-то читаем, то эту письменную речь мы ещё называем … (как?).

-Мы знаем, что в тексте словами записаны чьи-то … (что?).

6)Значит, ТЕКСТ – это …(что?).

Художник Андрей Аристов.
Художник Андрей Аристов.

В русском языке каждая записанная мысль называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (Другой человек как бы предлагает тебе выслушать его мысли, то, о чём он подумал и хочет с вами поделиться).

Предложениеэто одно или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Предложение выражает одну законченную мысль.

Из записанных мыслей – предложений и состоит ТЕКСТ.

Письменная (записанная) речь называется ТЕКСТ.

Задание 3.

Расширяем понимание слова ТЕКСТ

Прочитайте предложения под номерами 1,2.

  1. На ветке сидел мокрый воробей. Ира выполняет уроки. Стволы деревьев похожи на древние каменные колонны.
  2. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок. Выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе!»

Вопросы к предложениям:

Известно, что заголовок — краткое пояснение текста.

-Можно ли придумать заголовок к предложениям под номером 1?   А под номером 2?  

-Под каким номером предложения можно назвать текстом, а под каким предложения назвать текстом нельзя? Как ты считаешь: почему?

Задание 4. Познакомься с картинами художников. Рассмотри картины художников.

Это иллюстрации к осмыслению понятий ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ

1.

Художник Владимир Румянцев.
Художник Владимир Румянцев.
Художник Константин Разумов.
Художник Константин Разумов.
Художник Михаил Гармаш.
Художник Михаил Гармаш.

Составь  и запиши по одному предложению к картинам под номером 1.

Прочитай их.

2.Рассмотри картину под номером 2.

Художник Елена Уварова.
Художник Елена Уварова.

Составь  и запиши три предложения к картине под номером 2.

Прочитайте предложения под номером 2.

Вопросы:

- Можно ли придумать заголовок к  группе предложений под номером 1?

- Можно ли придумать заголовок к  группе предложений под номером 2?

Какую группу предложений (под номером 1 или под номером 2) можно назвать текстом, а какую группу предложений текстом назвать нельзя? Почему?

Задание 5.

Прочитай правильные ответы.  Сравни их со своими ответами.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ

— В каких случаях мы пользуемся письменной речью?

Когда хотим поделиться мыслями с теми или узнать что-то и у тех, кого нет рядом с нами.

-Когда мы пишем письмо или сообщение, или размышляем о чём-то важном - то мы записываем свои мысли. Это речь, форма речи называется «про себя».

-А если ты читаешь чьё-то письмо, то ты читаешь  чьи-то записанные мысли.

— Что предшествует письменной речи?

Письменной речи предшествуют мысли наши или других людей.

— Если мы что-то читаем, то эту письменную речь мы ещё называем: ТЕКСТ.

Письменная (записанная) речь ещё называется словом ТЕКСТ.

— Мы знаем, что в тексте записаны чьи-то мысли. Кто-то сначала подумал – потом написал; придумал  что-то (рассказ, изобретение, проект и т.п.) – записал.

— Значит, ТЕКСТ – это записанные мысли (наши или других людей).

Проверь свои ответы. Анализ предложений по картинам.

1) К  группе предложений под номером 1 нельзя придумать заголовок, потому что они на разные темы - не связаны между собой по смыслу.

2)К  группе предложений под номером 2 можно придумать заголовок, потому что они на одну тему (связаны между собой по смыслу).

Анализ предложений по картинам показывает, что текстом можно назвать только предложения, связанные друг с другом по смыслу. Это группа предложений под номером 2.

Группа предложений под номером 1 нельзя назвать текстом, потому что они не связаны одним смыслом.

В русском языке каждая записанная мысль называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Из записанных мыслей – предложений и состоит ТЕКСТ.

Подведём итоги:

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу, которые выражают законченную мысль.

Текст — это письменная (записанная) речь, это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, связанных по смыслу.

Повторение изученного. Задание 1.   Ответьте на вопросы: - Слово ЯЗЫК многозначное. Какие значения этого слова вы помните?
 - Что обозначает слово РЕЧЬ?
 - Какие 3 формы речи вы знаете? Назовите их.-7

Русская словесность.

Почитаем. Насладимся красотой русской речи.

" ... С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.

Художник Владимир Панич.
Художник Владимир Панич.

Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни.

Художник Федосенко Роман. Прогулка в поле.
Художник Федосенко Роман. Прогулка в поле.

Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника –

увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

Художник Юшкевич Виктор. Акварель.
Художник Юшкевич Виктор. Акварель.

Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи –

услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

(Из письма Василия Александровича Сухомлинского своему сыну.)

Повторение изученного. Задание 1.   Ответьте на вопросы: - Слово ЯЗЫК многозначное. Какие значения этого слова вы помните?
 - Что обозначает слово РЕЧЬ?
 - Какие 3 формы речи вы знаете? Назовите их.-11

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) — советский педагог-новатор, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Его признали классиком гуманной педагогики ХХ века.

Подведём итоги занятия. Рефлексия

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что показалось тебе наиболее интересным?

5)Оказались ли тебе близки мысли В.А.Сухомлинского, представил ли ты своим внутренним взором то, о чём писал автор? Понравились ли тебе картины художников?

Домашнее задание

  1. Прочитай вслух (повтори) определения слов язык, речь, текст, предложение, слово, мысль, смысл.
Повторение изученного. Задание 1.   Ответьте на вопросы: - Слово ЯЗЫК многозначное. Какие значения этого слова вы помните?
 - Что обозначает слово РЕЧЬ?
 - Какие 3 формы речи вы знаете? Назовите их.-12

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать канал: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091