Повторение.
Дай определения слов: язык, речь, текст, предложение, слово, мысль, смысл.
Задание 1. Продолжаем изучать тему "Письменная речь".
Ты уже знаешь, что речь – это то, что мы слышим и произносим сами, что мы пишем или читаем, то, чем мы пользуемся в общении друг с другом.
Перед тем, как что-то сказать вслух, мы ……..
Для того, чтобы думать, представлять себе что-то в своём сознании, мы используем (что?) ………..
Мысль – это внутренне высказанное представление о чём-либо, сформулированное нами или кем-то другим понятие, представление о чём-либо.
Для того, чтобы высказать мысль или же просто назвать что-то, мы используем …………
Каждое слово – это звуковое высказанное название или обозначение чего-то, существующего в мире, это словесный (устный) или буквенный (письменный) образ чего-то.
Поэтому слово называют — основной единицей языка и строительным материалом речи, так как из слов мы составляем предложения, чтобы высказать свою мысль.
Предложение - это законченная мысль, это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Что могут обозначать слова?
Слова обозначают всё, что существует в нашем мире.
В русском языке все слова разделены на группы по определённым признакам. И названы учёными по схожести с их ролью в нашей речи.
Обращаемся к разделу науки о языке - Морфологии.
Морфология - это часть Грамматики – раздела науки о языке, в котором изучается строй русского языка: как устроен русский язык.
Задание 2. Рассмотрим некоторые группы слов.
Прочитай и подумай, что обозначают слова каждой группы? На какие вопросы отвечают эти слова?
1. Яблоко, дом, мальчик - ………………
Гроза, дождь, затмение - ………………..
Митинг, демонстрация - …………………
2. (Яблоко) зелёное, круглое, сладкое - ………………..
(Дом) высокий, большой, кирпичный - ………………
(Пальто) чёрное, длинное - ………………………
3. Бежать, читать, работать - ………………
Побежать, прочитать, заработать - .................
4. (Бежать) весело, налево, сбоку, сейчас - …………………
Задание 3.Проверь правильность твоих ответов.
- Что обозначают слова каждой группы? На какие вопросы отвечают эти слова?
1.Яблоко, дом, мальчик – предметы, человек. Кто? Что?
Гроза, дождь, затмение - явления. Что?
Митинг, демонстрация – события. Что?
Предметы, человек, явления, события - есть, существуют, поэтому слова, их обозначающие, учёные назвали существительными.
2. (Яблоко, оно) зелёное, круглое, сладкое - признаки предметов. Какое?
(Дом, он) высокий, большой, кирпичный - признаки предметов. Какой?
(Дети, они) маленькие, весёлые, счастливые - признаки предметов. Какие?
Эти слова описывают, какими свойствами, признаками обладают существительные (предметы, явления, события). Поэтому учёные называют эту группу слов - прилагательными (к существительным).
3. Бежать, читать, работать - действие предметов. Что делать?
Побежать, прочитать, заработать - действие предметов. Что сделать?
Предметы в нашем мире что-то делают, действуют. Эта группа слов обозначает действие.
В древности слово "глаголить" (говорить, рассказывать ) обозначало действие, так и перешло название "глагол" для всех слов, обозначающих действие. Поэтому слова этой группы слов называются ГЛАГОЛЫ.
4. (Бежать) весело, налево, сбоку, сейчас - признаки действий. Как? Куда? Где? Когда?
Как видим, эта группа слов чаще всего употребляется с глаголами. Эти слова описывают, какими свойствами, признаками обладают действия - глаголы. Учёные назвали их наречиями.
Слово "наречие" произошло от слова "речити" (др.-русск. - говорить). Известно также, что древние римляне наречие называли - приглаголие. По сути и русское слово "наречие" значит тоже самое - приглаголие. Это признак действия. Наречие находится при глаголе, при речи.
Как видишь, многие слова – это названия предметов, признаков предметов, действий предметов, признаков действий.
Когда мы говорим, то мы представляем в уме тот или иной предмет, действие или ещё что-то.
Есть и другие группы слов в русском языке, с которыми тебе предстоит познакомиться лучше.
Задание 4. Как же учёные выявили эти группы слов?
Рассмотри рисунок. Прочитай текст.
Идут дети по лесу. Снег серебрится и хрустит под ногами. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. На дорожку выбежала лисичка. Собачка от неожиданности спряталась за мальчика. Мальчик спешит сфотографировать лесную гостью.
Задание 5. Проведём эксперимент.
1)Напечатай этот текст (письменную речь) крупными буквами во весь лист А4 и распечатай на принтере.
2)Возьми этот напечатанный текст (письменную речь) и разрежь его на части: каждое слово отдельно.
2)Рассмотри отдельные слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Разложи слова по отдельным кучкам-частям - частям речи.
3)Объясни, по каким признакам разложены слова?
4) Назови все слова каждой отдельной группы слов. Скажи, что обозначают слова каждой группы слов.
5) Проверь себя. Правильно ли выполнено задание?
а) дети, (по) лесу, снег, (под) ногами, (на) деревьях, шапки, ёлки, лапы, снег, (на) дорожку, лисичка, собачка, (от) неожиданности, (за) мальчика, мальчик, гостью.
- Что обозначают слова под буквой а)? Людей, животных, предметы, события.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Кто? Дети; по чему? (по)лесу; под чем? (под) ногами, на чём? (на)деревьях; что? шапки; что? лапы; что? снег; на что? (на)дорожку; кто? лисичка; кто? собачка; от чего? (от) неожиданности; за кого? (за) мальчика; кто? мальчик; кого? гостью.
Слова под буквой а) - существительные. Они обозначают предметы, людей, животных.
Тобой замечено, что этим словам - существительным - помогают изменяться другие слова?
По лесу (начальная форма существительного - лес); на деревьях (начальная форма существительного - деревья) и так далее.
По, на, - это слова-помощники существительных, которые помогают им принимать нужную форму в предложении.
Например, из слов: идти, дети, лес, по - составлено предложение "Идут дети по лесу".
Таким образом, группа слов под буквой
б) по, под, на, на, от, за - это слова-помощники.
- Можно ли задать к этим словам вопросы?
- Обозначают ли что-либо эти слова?
Правильно, нет!
Эту группу слов учёные назвали ПРЕДЛОГИ.
Слово "предлог" – (от греч. «logos» - слово) - находящийся впереди, буквальный перевод означает «перед словом».
в) идут, серебрится, хрустит, выпрямились, держат, выбежала, спряталась, спешит, сфотографировать.
- Что обозначают слова под буквой в)? Действия. действия людей, предметов.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Что делают? идут, держат; что делает? серебрится, хрустит, спешит; что сделали? выпрямились; что сделала? выбежала, спряталась; что сделать? сфотографировать.
Мы уже знаем, что слова, обозначающие действия предметов называются глаголы.
Следующая группа слов из разрезанного на слова текста под буквой г).
г) тяжёлые, сильные, еловые, лесную;
- Что обозначают слова под буквой г)?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Какие? тяжёлые (шапки), сильные, еловые (лапы); какую? лесную (гостью);
Эта группа слов поясняет, какие предметы и обозначает признаки предметов. Такие слова называются прилагательными.
И последняя группа слов в тексте представлена под буквой д).
В разрезанном на части тексте это одно слово - И.
д) и.
- Какую работу (функцию) выполняет в предложении слово И? Посмотри в тексте?
Правильно, это слово соединяет между собой два слова: серебрится и хрустит.
Это слово - И - тоже слово-помощник, слово-связист. К нему тоже нельзя задать вопрос, и оно ничего не обозначает. Оно просто связывает слова в предложении, а также, соединяет простые предложения в составе сложного предложения.
Например: Папа пришёл домой, и Миша обрадовался.
Таких слов-связистов много в русском языке: и, а, но, да и другие.
Их учёные назвали СОЮЗАМИ, потому что они как бы соединяют слова в союзники.
Проведённый эксперимент показал, что в разрезанном на отдельные слова тексте обнаружены следующие части речи: ... назови их. Если не помнишь, обратись к Заданию 5.
Отметь для себя:
Слова, к которым можно задать вопрос и определить, что они обозначают, учёные назвали - самостоятельными частями речи.
А слова, к которым невозможно задать вопрос и определить, что они обозначают, учёные назвали служебными частями речи.
Потому что они служат для связи слов в предложении, изменяя форму слова (предлоги) или связывает однородные члены предложения и простые предложения (союзы).
Задание 6. Итак, все слова текста, который тобой разрезан, разделены на отдельные части - части речи.
- Можешь ли ты сейчас сказать, что такое ЧАСТИ РЕЧИ? Попробуй дать определение: Части речи - это ...
- Сформулируй и назови правило по каждой группе слов: что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи?
Существительное - это...
Прилагательное - это ...
Глагол - это...
Предлог - это ...
Союз - это ...
Задание 7. Проверь себя:
Правильно ли сформулированы тобой правила о каждой части речи.
Прочитай правильные определения частей речи исследованного тобой текста.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто? или что? Например, мальчик (кто?), снег (что?).
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например, снег (какой?) серебристый; звезда (какая?) яркая; солнце (какое?) жаркое; люди (какие?) добрые.
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, Витя (что делает?) сидит, осенью птицы (что сделают?) полетят на юг.
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и в предложении. Она ничего не обозначает и поэтому называется служебной частью речи. Предлоги с другими словами пишутся раздельно. Например, в городе, от луны, к папе.
Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения (и, а, но, да и др.). Например, деревья и кустарники; хлеб да соль; шёл, но не пришёл; не грустный, а весёлый.
С другими частями речи ты познакомишься позже.
Ответь на вопрос: как узнать, какой частью речи является слово?
Прочитай, проверь правильность твоего ответа.
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие, признак действия, количество предметов или другое.
Если к слову нет вопроса, то это служебная часть речь.
Закрепление.
Задание 8. Рассмотри картину.
Прочитай предложения.
В воскресенье мы отдыхали на природе. Мы ходили купаться на речку, играли в мяч и бадминтон. Прекрасный летний отдых!
Определи часть речи каждого слова.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему?
Домашнее задание.
Прочитай предложения.
В северных лесах часто встречаются ягоды черника и голубика. Они вкусные и полезные.
Определи части речи всех слов. Спиши предложения и в скобках сокращённо напиши часть речи после каждого слова.
+++++++++++++
Пример сокращения слов:
сущ., прил., глаг., пр.(предлог), с. (союз), мест. (местоимение).
Пример выполнения домашней работы;
Число. Домашняя работа
В (предл.) северных (прил.) лесах (сущ.) ... и так далее.
Правильность домашней работы проверим на следующем занятии.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.