Интересная дискуссия у меня намедни произошла в одном из чатов. Речь шла об упреждающем военном ударе. Я сейчас не касаюсь нравственной стороны вопроса. Ибо любое, лишенное агрессивной составляющей, государство исходит из принципа собственной безопасности, отстаивая ее в том числе и путем вынужденной экспансии.
Пожалуй, самый яркий пример здесь – Китай, начиная с древнейших времен предпринимавший военные экспедиции в степь с одной-единственной целью: нивелировать угрозу со стороны кочевников – тех же хунну.
То же самое можно сказать и о знаменитом походе войск Великого князя Владимира Мономаха в Дешт-и Кипчак, состоявшемся в 1111 году. Да, тогда решался вопрос об интеграции степи в сферу геополитических интересов русских князей, но не шла речь о ее завоевании.
Впрочем, не обязательно углубляться в старину. Можно и в XX веке найти соответствующие примеры. О той же операции «Катапульта» вспомнить, в рамках которой британский военно-морской флот разгромил вчерашних союзников в Средиземноморье – а именно в порту Мерс-эль-Кебир, после подписания франко-германского перемирия в Компьене, ровно за год до начала Великой Отечественной.
Оккупация частями РККА и английскими войсками Ирана в 1941-м – из той же серии.
Я полагаю, читатели поняли к чему все эти аналогии, и по какому поводу состоялась упомянутая мною дискуссия. К сожалению, политика платформы иной раз заставляет прибегать к Эзопову языку.
Если Вам понравилась статья— подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков