Роман «Манарага» Владимира Сорокина я купил интуитивно и даже как-то случайно. До этого я два месяца подряд практически не мог ничего читать. В это же время мне приснилось, как я читаю Сорокина и восхищаюсь им. «Очень странный сон», — подумал я тогда. Но сон не шёл у меня из головы. Неделю назад я случайно забрёл в книжный магазин, зашёл в отдел с современной русской прозой и вытянул на удачу книгу «Манарага». И удивился. Она стоила очень дёшево — всего 390 рублей. Это же издание в интернет-магазинах со всеми скидками и бонусами можно было бы купить минимум за 500. Я, не долго думая, схватил книгу и направился к кассе.
Я как будто давно не читал хороших книг с тем самым постмодернизмом, стёбом, хорошим стилем и несколькими слоями смысла. Владимир Сорокин смог мне всё это дать. Ещё я почувствовал, что книгу он писал на чистом вдохновении, без плана. Она идёт очень легко, несмотря на многочисленные отсылки, аллюзии и Бог знает, что ещё. В свою очередь, это дало мне ещё и заряд вдохновения, как будто подтолкнуло меня к творчеству.
В романе «Манарага» Сорокин рассказывает о недалёком (во всех отношениях) будущем, в котором книги начали использовать, как топливо для гриля. Правда удовольствие это запретное и ужасно дорогое. Появилась специальная профессия — book'n'grill-chef, который не просто жарит стейки на каком-нибудь «Докторе Живаго», но и устраивает целое представление — переворачивает страницы горящей книги, пока еда аппетитно зажаривается.
Первая ассоциация — «451 градус по Фаренгейту». Но это обманка, не ведитесь на неё. Цели сжигания книг совершенно разные. В «Манараге» Сорокин, скорее, высмеивает потребительство, коммерциализацию чего угодно и, конечно же, абсолютное непонимание прочитанных книг. Ведь некоторые люди просто проглатывают (гастрономическая метафора и тут в тему) десятки классических романов, но совершенно их не понимают. Никакой пользы от этого нет. Проще приготовить поесть на этих романах, хоть с голоду не помрёшь. Литература начинает подстраиваться под, коммерциализацию, потребительские правила игры и мельчает на глазах. Так, Сорокин проходится по современным писателям, пародирует их, показывает пошлость, которая так нравится и так понятна потребителю. Пошлость именно в набоковском смысле. Не зря Набоков играет далеко не последнюю роль в «Манараге».
Я встретил мнение, что «Манарага» — это реквием по бумажной книге. Я не согласен. Сжигание бумажных книг — это лишь метафора, которую некоторые критики почему-то восприняли слишком буквально. «Манарага» — это реквием по книгам вообще и не важно бумажные они или нет. Потреблять (не читать) можно книги с любых носителей. Если человек, который не понимает ценности прозы Толстого, прочитает его в бумаге или в электронном формате, разницы не будет. Зато он всем будет гордо говорить, что прочитал «Войну и мир» или «Анну Каренину», и со снобистским выражением лица добавит, что Толстой слишком многословен.
Во время чтения «Манараги» я заказал себе ещё одну книгу Сорокина — «Теллурию». С нетерпением жду её. Уверен, что и «Теллурия» наполнена большим количеством метафор и аллюзий, которые не только заставляют улыбнуться, но и задуматься.
Автор материала: Артур Ахметшин.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Ахметшин размышляет».
Приятного чтения!