Сколько памяти хранят в себе старые вещи... Все это - бесценные частички прошлого. Время от времени стоит открывать такой сундучок воспоминаний, чтобы пополнить его новыми историями.
Лестница была крутой и узкой. К тому же освещение почти отсутствовало - молодые люди шли на ощупь.
- Ой! - послышалось сзади.
- С тобой все в порядке? - спросила Лена у Андрея и после его утвердительного «да» пошла дальше.
Если бы не бабушка, слезно умолявшая найти на чердаке деревенского дома ее бусы, Лена ни за что не согласилась бы на эту авантюру.
На чердаке
- Да тут же черт ногу сломит! - констатировал Андрей после того, как им удалось включить свет - спасла старая лампочка.
Лена миролюбиво чмокнула мужа в щечку. Что бы она без него делала...
- Моя бабушка предпочитает вещи не выбрасывать, а хранить. А мы без ее ведома уборкой заняться не смеем, - объяснила девушка.
Все вещи на чердаке были покрыты слоем пыли. В некоторых местах он был таким толстым, трудно было различить, что под ним скрывается. Лена с любовью провела пальцем по старому креслу-качалке, оставив светлую полосу.
- Помню, как бабушка любила сидеть в нем за вязанием. Дедушка, как правило, в это время смотрел телевизор. Вот так - вроде вместе, но каждый занят своим делом. Я всегда мечтала, чтобы у меня было так же в старости... А потом дедушка умер, и через неделю после его смерти бабуля приказала отнести кресло на чердак. Думаю, оно напоминало ей о деде, и ей было больно.
Лена задумалась на минуту, моргнула пару раз, чтобы прогнать накатившие слезы. И вновь окинула взглядом помещение - здесь действительно сложно было что-либо найти. Андрей тем временем рылся в углу. Он поднимал одну вещь за другой, пока не добрался до старинного сундука с медным замком.
- Девятнадцатый век, не иначе! - сказал он со знанием дела. - Давай откроем?
Лена была не против. Внутри сундука оказался ворох самых разных вещей. Девушка присмотрелась и узнала многие из них. Кто же догадался все это сохранить?!
Пожелтевшие письма
Замок на сундуке поддался с первой попытки. А внутри оказалась целая сокровищница.
- Смотри, это же бабушкины письма деду! - воскликнула Лена, взяв в руки стопку писем с выцветшим адресом на конверте. - Они познакомились, когда бабушке было 15, а деду 21. Из-за возраста не могли быть вместе, поэтому страдали. Родители деда боялись, что сын свяжется с малолеткой да бед натворит. Даже увезли его к тетке за тридевять земель. А он там возьми да другую себе заведи! И даже предложение ей сделал. Могу себе представить, как тогда страдала бабушка. Она даже решила после такого разочарования больше не верить мужчинам. А дальше все было как в сказке... Через год, когда бабушке стукнуло 18, дед приехал и позвал ее замуж.
«Как? - удивилась она. - Ты же с другой помолвлен!» А оказалось, что нет. Так он любил бабулю, так тосковал, что вернулся, как только понял: отныне они могут быть вместе.
Андрей аккуратно открыл письмо, лежавшее в стопке сверху. На нем дрожащей рукой было выведено: «Дорогой Степан! Это мое последнее письмо тебе. Напишу его и попрощаюсь. Знаю, ты давно счастлив с другой - так тому и быть».
- Настоящая драма, - подытожил Андрей. - И что, дедушка с бабушкой так всю жизнь потом и прожили вместе?
- Да. Родители деда так и не приняли их семью. Буквально отреклись от сына, но он со своей любовью ничего поделать не мог. Вместе с бабушкой они прошли и огонь, и воду - трое детей, несколько переездов с места на место, болезнь деда, из-за которой он и умер. Бабуля была с ним до последнего, а перед смертью часто читала вслух свои письма, вспоминая прошлое.
Лена бережно вложила письмо в конверт и положила его поверх стопки. Кто знает, сколько еще раз бабушка захочет прочесть эти строки...
Деньги на дороге не валяются!
- Смотри, тут деньги лежат! - воскликнул Андрей. - Только они какие-то странные...
Лена взяла в руки слегка смятые купюры и улыбнулась.
- А это привет от моей мамы. В далеком 1995-м она не на шутку влюбилась. Мужчина был приезжим, из Волгограда, и когда собрался ехать обратно домой, позвал с собой маму. Как водится, обещал ей золотые горы, нахваливал свою гостеприимную семью и говорил, что мечтает о сыне. Мама поверила. Да и как ее можно в этом винить? Она же потеряла голову... Конечно, уже спустя месяц мужчина решил, что к семейной жизни не готов и выставил маму с вещами за порог. Она не раз в красках рассказывала мне, что тогда чувствовала. Боялась страшно, но позвонить сразу родителям и попросить о помощи не решилась - стыдно было. И вот идет она, заплаканная, по Волгограду. А на улице зима, снег метет. Вдруг видит - лежит прямо перед ней на дороге кошелек. Подняла она его, открыла, а внутри - целое состояние по тем временам! Мама моя всегда была честным человеком, так что она почти до вечера простояла на том месте - ждала человека, который кошелек потерял.
Авось вернется. Но за пропажей никто не пришел. И она взяла деньги себе. Сняла комнатку в местной гостинице, через несколько дней купила обратный билет. Приехала и, расплакавшись, рассказала все родителям. Те, конечно, ее пожалели, но больше всего удивились истории с находкой. С тех пор фраза «Деньги на дороге не валяются» в нашей семье - особая шутка. Кстати, все их мама не потратила - пару купюр сохранила. Через несколько лет нули отменили, так что теперь эти купюры, считай, раритет.
- Думаю, их можно продать, - задумчиво произнес Андрей.
- Наверное, но мы не хотим. Да и как? Ведь это история - и для мамы, и для бабушки с дедушкой. Кстати, тот сумасбродный поступок с поездкой был первым и последним в биографии мамы. Спустя полгода она встретила папу, родители поженились, и вскоре родилась я.
Лена бережно опустила купюры обратно в сундук.
То самое платье
На самом дне сундука молодожены нашли слегка выцветшее детское платье.
- То самое! - воскликнула Лена. - Бабушка его сохранила!
Когда Лена училась в первом классе, в их школе создали детскую театральную студию. На носу был Новый год - собирались ставить праздничные номера. Как водится, приглашали талантливых детей. А Лене было чем похвастаться - стихи она читала лучше всех. Семилетней девочке дали главную роль: она должна была открывать мероприятие, объявлять сценки и, самое главное, в конце позвать Деда Мороза и Снегурочку.
- Помню, как сейчас, нашу последнюю репетицию перед праздником. Все пришли нарядные, в платьях и костюмах. А я не знала, что одеться надо было празднично, и была в школьной форме.
У меня дух перехватило, когда я увидела все это обилие пышных оборок, бантов и рюшей у девчонок! Не помню, как я дождалась конца, перепутала все свои слова, даже учителя удивились. А я просто расстроилась... У меня красивого платья не было. Мама приготовила самое обычное - черно-белое, с жестким воротником под горло и длиной до колен.
Лена прибежала домой в слезах.
Мама не прониклась ее бедой: «Не надо тебе быть как все!» А вот бабушка, добрая душа, поддержала внучку. Тут же побежала к соседке за тканью и выкройкой. «Не волнуйся, к утру все будет готово!» - успокоила она девочку. И действительно, когда Лена проснулась на следующее утро, на спинке кресла ее ждало чудесное розовое платье с таким количеством рюшей... Мама, конечно, фыркнула: «Балуешь ты ее!», но Лена с бабушкой остались довольны.
- На том празднике я затмила всех! - восхищенно заявила девушка. - До сих пор смотрю на это платье, и оно кажется мне особенным. Ведь, правда?
Андрей взглянул на помятую ткань, в нескольких местах на ней были поставлены пятна, рюши грустно висели по бокам. Потом взглянул на Лену - та сияла.
- Да, платье на самом деле удивительное! - поддержал он любимую. Андрей на минуту задумался: «Какая же она у меня нежная, беззащитная. И радуется мелочам, совсем как ребенок...»
Папа, расскажи сказку
На дне сундука примостились две кассеты. Лена повертела их в руках - никакой опознавательной отметки. А когда открыла, чуть не расплакалась.
- Это же папины записи!
Андрей повертел кассеты в руках - сейчас таких уже и не найдешь.
- Что там? - спросил он у девушки.
- Когда мне было лет пять-шесть, - начала она свой рассказ, - папу часто отправляли в командировки. Для меня это расставание на пару недель было настоящей мукой. Я скучала по отцу, но больше всего - по его сказкам. У нас была традиция: каждый вечер он приходил ко мне перед сном и рассказывал какую-нибудь историю. Причем придумывал их сам, и сюжеты получались удивительными. Без сказки я заснуть не могла. И вот однажды папа с грустью сообщил, что его отправляют в командировку на целых два месяца... Можешь представить, как я была расстроена?
Помню, легла в первый вечер без отца в кровать и заплакала. А мама принесла старый магнитофон, вставила туда кассету и включила его. И я услышала папин голос - такой родной, как будто он сидел рядом. Папа записал для меня сказки на два месяца вперед!
- Ты слушала их потом, когда выросла? - спросил Андрей.
- Нет, ни разу. Знаешь, так бывает, мы храним какие-то вещи, но по-настоящему вспоминаем о них редко. Вот и я ни разу не удосужилась включить запись, - расстроенно сказала Лена.
За окном стемнело. Пора было собираться домой.
- А как же бусы? - напомнил Андрей. Еще полчаса было потрачено на то, чтобы отыскать бабушкино украшение, ради которого влюбленные и забрались на чердак. Перед уходом Лена бережно закрыла сундук со старыми вещами и погасила свет. Уходить не хотелось, но пора было возвращаться в настоящее и создавать новые воспоминания. По дороге домой влюбленные молчали. Каждый хотел подумать о своем...
Новое воспоминание
- Ох, спасибо тебе, внученька! - поблагодарила Анна Павловна, целуя Лену в щеку. Она тут же надела бусы, ловко закрутив застежку.
- Бабушка, мы с Андреем нашли на чердаке сундук, а внутри... Чего там только нет!
Анна Павловна усмехнулась.
- Конечно! Вы, молодежь, привыкли все выбрасывать, а для меня это память. Да ты и сама потом не раз меня поблагодаришь, когда старше станешь. Кстати, есть у этого сундука один секрет. Каждый, кто его обнаружит, должен поместить внутрь какое-то воспоминание. Мама положила найденные купюры, папа - кассеты, дедушка - мои письма, а я добавила твое платьице, которое сама же и сшила. А ты что?
У Лены была неделя, чтобы подумать. В следующие выходные они с Андреем вновь приехали на дачу. Выпал снег, и молодые люди еле пробрались от калитки к домику. В руках девушка бережно несла книгу. Забравшись вновь на чердак и открыв сундук, она положила ее внутрь.
- Та самая... - задумчиво произнес Андрей. - Ты сидела на скамейке и читала ее, когда я подошел к тебе познакомиться.
- Да, - вторила Лена. - И ты предложил нарисовать меня. До сих пор храню в этой книге твои рисунки. Представляешь, как здорово, если однажды на этот сундук наткнутся наши дети или даже внуки и положат внутрь свои воспоминания!