Найти тему
Мозговедение

Мои впечатления от романа «Сердце Пармы» Алексея Иванова

Пунктиром впечатления от масштабного романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». 

Писатель верен себе; мы увидим здесь отголоски «Тобола», когда начнем вникать в структуру романа: несколько поколений, большой отрезок времени, несколько народов, единая нить судьбы. Впрочем, тема Судьбы здесь будет звучать беспрерывно: к финалу читатель смирится с мыслью, что не только нет смысла противиться Року, но и надо ещё постараться, чтоб найти свою судьбу и не утратить ее, как второстепенный персонаж Нифонт, который проклят за свою правду и навсегда лишен права на собственный путь. Парадоксальная вроде бы мысль: ведь если следуешь своей правде, это и есть путь? Но у Иванова эта простая мысль приводит читателя к неожиданному повороту: Нифонт уважаем окружающими, но невидим Богом. А значит, нет у него своей судьбы, нет и защиты от напастей. И погибает он этаким безликим, пропадает ни за что ни про что. 

В романе много жестоких, подробных и кровавых описаний смертей, совсем как у Шолохова — и так же, как и над страницами «Тихого Дона», ты содрогаешься от будничного повествования, но идешь дальше и дальше, увлекаемая нитью сюжета, потому что это не страдания ради страданий, не кровь во имя рейтингов, это способ погружения в жестокую реальность того времени. 

Мне кажется, в этом есть что-то и от Маркеса. Когда не оставляет тоскливая мысль о конечности жизней полюбившихся уже персонажей — ты заранее чувствуешь, что каждого из них, словно песчинку, сметет время. Но прежде каждая песчинка пройдет отмеренный ветром путь, и путь этот будет непохожим на прочие, а талант Иванова в том, что самую незначительную траекторию каждой из песчинок отчаянно хочется проследить, не отрываясь.

И, хоть Иванов явно наслаждается «мужскими» играми — масштабными битвами и мелкими сварами за землю, власть, честь и правду (в книге будет много персонажей-мужчин), женские образы все равно получились ярче. Возможно, потому, что у каждой женщины в этом романе своя правда и своя война, и война эта без убитых, зато с пленными. 

В ритм чтения Сергея Гармаша нужно вникнуть — у меня это заняло пару часов. Это не аудиокнига даже, это полноценный аудиоспектакль — например, слушатель начнет понимать, в какую часть сюжетной линии переносит его автор, по той или иной музыкальной теме. Но мне не нужен вой метели, лязг оружия, гомон людей на площади, чтобы погрузиться в сюжет, да и Гармаш сам по себе известный человек-оркестр (чего стоит за душу берущее, рефреном повторяющаяся через весь роман и Род князя Михаила строчка из детской сказки «котик-братик, котик-братик») — но допускаю, что именно такое прочтение кому-то понравится больше обычной «сухой» начитки. Меня это не слишком отвлекало от чтеца, и ладно.

Многие отмечают вязкость, магнетический ритм «Сердца Пармы» — он весь словно сказка, притча, или даже песня. Вначале ты противишься этому ритму, не понимаешь его, а потом незаметно увлекаешься и погружаешься в магические глубины, где повседневность граничит с волшебством, где зыбка граница между живыми и мертвыми, между древними богами и людьми; где конь Нята, князь Михаил и нежить-ламия-колдунья без возраста Тиче — одинаково значимые для истории персонажи, где каждая судьба — короткий и чистый звук в бесконечной песне Рода. 

Теперь хочу посмотреть экранизацию, которая идет в кинотеатрах.