Найти тему
История. Факты+мысли

Двойной траур в Великобритании, через месяц после начала Второй Мировой войны

ЯНДЕКС-ДЗЕН ПРИСВОИЛ ДОХОДЫ ОТ РЕКЛАМЫ. КАНАЛ РАССЧИТЫВАЕТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ СО СТОРОНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ПЕРЕВОД 100 рублей СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ

После затопления «Атении», ставшей первой жертвой во Второй Мировой войне на море, возникла непродолжительная, но очень напряженная пауза. Англичане рассчитывали, что гибель пассажирского судна, на борту которого, в том числе, находились 28 граждан Соединенных Штатов, заставит Америку принять участие в европейском конфликте. Немцы, в свою очередь, опасаясь получить такого могущественного противника, тщательно скрыли все сведения об атаке U-30 под командованием обер-лейтенанта Лемпа, обвинив британцев в намеренной провокации. Хорошо понимая, кто истинный виновник трагедии, президент Рузвельт, тем не менее, не счел возможным обмануть доверие избирателей, не желавших отправлять своих сыновей на фронт, и оставил Великобританию один на один с третьим рейхом.

В тот момент Уинстон Черчилль благодарил господа бога за то, что немцы не обладают достаточным количеством кораблей, чтобы, преодолев Ла-Манш, начать сухопутное вторжение в его страну. Кроме того, премьер-министр полагал, что британские ВМС без труда уничтожат Кригсмарине нацистской Германии. Меньше всего он опасался подводных лодок, которые должны были заряжать свои батареи не реже, чем раз в сутки. Находясь на поверхности, субмарины становились легкой добычей, а в подводном положении, их могла обнаружить гидролокационная система ASDIC (Anti-Submarine Division) – гордость королевского флота.

Радиоволны отражались от корпуса подводной лодки и возвращались в виде эха.
Радиоволны отражались от корпуса подводной лодки и возвращались в виде эха.

Однако в Лондоне не учли два фактора. Во-первых, снижая риск быть замеченными, лодки всплывали ночью, когда их силуэт был едва различим в темноте, на фоне бушующего моря. Во-вторых, радиус действия морских локаторов не мог сравниться с дальностью залпа, начиненных смертоносной взрывчаткой, торпед.

Таким образом, пока англичане пребывали в счастливом неведении, командующий германским подводным флотом Карл Дениц мобилизовал все свои экипажи на борьбу с кораблями островитян.

Первым пал авианосец Courageous, посланный в сопровождении четырех эсминцев для «очистки моря от вражеских подлодок и обеспечения безопасного прохода судов из Канады, доставлявших все необходимое». Все пять кораблей были оснащены сонаром, а с палубы «Отважного» регулярно взлетали самолеты, выискивая на морской глади перископ, либо очертания показавшейся рубки.

Дальнейшие события описал ветеран Джон Кэннон, служивший тогда в составе артиллерийского взвода:
- Мне было 16 лет, и я записался на флот, прибавив себе лишние два года, чтобы внести свой вклад в победу над фашизмом. Но так случилось, что мой первый поход продлился не больше двух недель. Все произошло 17 сентября 1939 года. Я хорошо помню, как посмотрел на часы, подаренные мне отцом перед выходом в море – они показывали без четырех минут восемь. И в этот миг раздался чудовищный взрыв. Казалось, корпус корабля подпрыгнул на месте и вот-вот развалится на части. Через несколько секунд вторая торпеда проделала огромную дыру ниже ватерлинии. Все, кто выжил, оказались в холодной воде, рассчитывая, что нас подберут корабли сопровождения. Но они не стали нас спасать. Как мне потом объяснили, эсминцы не могли приблизиться к месту крушения, чтобы самим не стать мишенью. Все четыре корабля легли на боевой курс и, обнаружив лодку с помощью радиосигналов, забросали этот участок глубинными бомбами.

«Корайджес» затонул меньше чем за 10 минут.
«Корайджес» затонул меньше чем за 10 минут.

Молодой матрос чудом выжил, забравшись на подошедшее по сигналу «SOS» торговое судно, но 518 моряков из 1260 пошли на дно вместе с авианосцем. Повезло в тот раз также и немецкой субмарине. Ее командир – обер-лейтенант Отто Шухарт – опустился на максимальную глубину, терпеливо подождал пока у англичан закончится боезапас и вернулся на базу, где был встречен со всеми почестями. Особенно ликовал адмирал Карл Дениц, доказавший фюреру, что крошечная субмарина может потопить любой, даже самый мощный корабль противника.

В Великобритании объявили траур, приказав оставшимся шести авианосцам, «принимать участие лишь в тех операциях, в которых не было риска атаки немецких субмарин». То есть, не воевать вообще.

Однако это не спасло флот Ее Величества от новых потерь. Уже через месяц, в ночь с 13 на 14 октября, другой подводный ас – Гюнтер Прин – искусно миновал противолодочные заграждения, пробрался на базу Скапа Флоу и в упор торпедировал два корабля, стоящих на рейде. Линкор «Ройял Оук» ушел на дно за несколько минут, унеся с собой 800 матросов и офицеров, а авианосец «Пегасус» получил серьезные повреждения и почти год находился в ремонтных доках.

Закончив стрельбу, U-47 вышла из гавани и спокойно вернулась на базу, где уже знали о триумфе ее командира. Начиная с 1 сентября 1939 года, это был его второй удачный поход, за который он получил Железный крест 2-го класса и прозвище «Бык Скала-Флоу».

Эти события стали причиной вторичного траура и заставили серьезно задуматься джентльменов, как на Даунинг-стрит, так и в английском адмиралтействе. Всем стало ясно, что страна, не получая извне военные грузы и продовольствие, проиграет войну, даже без вторжения немецких войск. Решения, которые помогли преодолеть кризис, будут описаны в следующих статьях.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

"Атения" - первая жертва Второй Мировой войны в Атлантике

Дело Уокеров - семейный подряд на ниве шпионажа