Я ничего не вижу. Только темнота. Как думаете, каково это? Сначала ты видел мир во всех красках, а теперь всепоглощающая темнота. А как тем, кто и красок-то не видел?
Врач сказал моей маме, что у меня сильно упало зрение и надо что-то делать. Дал направление в республиканскую глазную клинику. Мы поехали туда, и меня оставили там на две недели. В тот же вечер к нам в палату завезли девочку лет 14-15 на каталке. На ее глазах была белая марлевая повязка.
– Ты как?
– Ничего не вижу и очень больно. Наркоз уже отошёл.
– Тебе страшно?
– Я себя успокаиваю, что теперь просто зрение не будет падать.
Ей делали операцию, чтобы зрение не падало. Какое-то время она находилась в повязке, затем в так называемых нами, детьми, «шторках» (такая более свободная повязка, как каждый глаз закрывается марлей, как шторкой). А потом и их сняли, и все у неё стало отлично. Она звонко смеялась, рассказывая о своих школьных буднях и о своём спектакле, в котором она играла.
Почему-то когда я вспоминала эти моменты, мне становилось жутко, как это так, ничего не видеть.
И вот недавно Константин Мехряков предложил предложил поучаствовать в одном эксперименте вместе с ребятами из нашей школы.
– Это такой спектакль для незрячих. Вам на глаза наденут чёрную повязку. Вы будете только слышать, чувствовать, улавливать запахи.
И вот настал тот день. Начну с того, что спектакль рассчитан только на двадцать зрителей. Мы думали, что кто-то пройдёт «зайцем», желающих оказалось чуть больше, но нам пояснили, что это такое правило (чуть позже мы поняли, почему).
Мы расселись по стульям. Пока жадно разглядываем все, что видим: декорации, артистов, девушку с большим струнным инструментом. Нас даже знакомят со спектаклем.
И вот повязка на глаза. Выключается свет. И полная всепоглощающая темнота.
Что я почувствовала в тот момент? Мне стало жутко. До мурашек. А потом заиграла музыка, актёры начали играть, разговаривать.
И вы знаете, я вообще не улавливала смысла! Я в обычной жизни очень плохо воспринимаю информацию на слух. А тут все мое внимание должно было быть сконцентрировано на звуках и словах. А я же ещё и сижу и рассуждаю: как я теперь расскажу о том, что тут происходит? Я же ничего не понимаю и не запоминаю.
Но в какой-то момент я осознала, что втягиваюсь с происходящий сюжет. Это сказка «Красавица и чудовище» на основе удмуртских легенд и мифов, не буду подробно описывать, потом вам не интересно будет идти туда.
Хотя очень даже интересно, если знаешь сюжет. Помимо звуковых ощущений, я чувствовала запахи, чувствовала прикосновение деревьев, когда шла по темному лесу, чувствовала, как наступала на веточки, как вода брызгала на лицо и дул ветерок.
И это не фантазии. Я реально это все чувствовала. Спектакль интерактивный.
Когда все сняли повязки, руководитель коллектива спросила наши впечатления. Все дети сидели ошеломлённые, с минуту молча смотрели на артистов. Потом я решила заговорить, прерывая молчание.
– Мурашки по телу… Удивительные ощущения, потому что концентрируешься только на чувствах.
Хочу от всей нашей школы ещё раз сказать огромное спасибо Константину Мехрякову и коллективу спектакля «Чеберина и Ягпери».