Найти тему

"Постоять бы хоть рядом с вами, со знаменитыми поэтами"

Н.И. Отставнов
Н.И. Отставнов

Родился Н. Отставнов в г. Белорецк, 15 марта 1948 года. Детство и юность прошли среди богатой южноуральской природы. В жизни хотел стать электромехаником, но обстоятельства не дали осуществиться им в полной мере.

Толчком к творчеству, помимо любви к природе, послужило трагическое обстоятельство в семье поэта и писателя – гибель брата. По словам самого Николая Ивановича никому, кроме бумаги, он не мог выказать свои горькие чувства. Так рождались стихи и проза. Первый рассказ «Художник» был написан им в 22 года. В течение жизни копились стихи и рассказы. Несколько лет назад был напечатан сборник рассказов «Провинциальные истории». Потом написал роман «Чувство», а затем сборник стихов разных лет «Отзвуки сердца» По заказу муниципального предприятия «водопроводно-канализационного хозяйства и в связи с 55-летием Отставновым была написана «Водная эпопея».

- Ну что, Николай Иванович. Мы с вами не виделись около пяти лет. Расскажите, в вашей жизни многое поменялось с момента нашей последней встречи? Вы продолжаете писать? 

 

- Я начал писать в 17 лет, на тот момент это были какие-то дружеские шаржи, эпиграммы на знакомых, товарищей, или же какая-то критика. А потом, в 18 лет я уже начал этим заниматься серьёзно, мне стала интересна поэзия. И вот так, лет в 35 я уже легализировался как поэт, а до этого меня никто не знал. Но я себя не считал поэтом. Писал много стихов, уже книжку выпускал, а поэтом себя не считал. Только потом уже, ближе к старости, я начал писать серьёзно и много, а касательно того, что изменилось, вот такая моя хронология: в последнее время, конкретно в 2011 году, последний сборник я написал, который называется "О, женщина", у тебя он вроде бы есть, да? 

 

-Да 

 

- Ну так вот, я всё равно продолжал писать, писать, писать и писать. Долго и упорно писать. И ещё примерно 60 стихотворений я написал. И так я выпустил книжонку-сборник "Не хочу". А вот мои близкие, слепо ориентировались на то, что раз я нигде не мелькал и про меня не знают и не пишут, то я никому не сдался, а поэзия у меня какая-то недоброкачественная. Ну, судя по всему, им нужны были такие стихи как "В лесу родилась ёлочка" - понятно и ясно, но ведь поэзия предполагает додумывать, домысливать где-то, создавать свои образы, рисовать в воображении. 

И вот, моё последнее стихотворение, по настоянию жены, в 2021 году написанное, я закончил и назвал его "Царицы". А сейчас я не хочу писать, потому что, ну, что я буду писать и для кого? Я что, признанный поэт? Нет. Или быть может во мне нуждаются? Тоже нет. Поэтому я вот эту книжку "О, женщина" стараюсь протолкнуть.

Так что, в мыслях, я в поэзии ещё не разочаровался, а в том, что нет хорошей критики и меня не читая, отвергают. Ведь за деньги они всё готовы печатать. Уфа меня не издала, а потом телефоны заблокировала, да ведь я не надоедал им! Вышвырнули меня отовсюду, и только Москва потом меня напечатала.

 –Расскажите о начале своей карьеры писателя и художника. У вас ведь прекрасные картины и великолепные произведения. Как вы считаете, вы родились талантливым или же со временем вам удалось развить в себе эти задатки?

 

- Когда был маленький, я рисовал до тех пор, пока у меня из носа не пойдёт кровь. Но должен сказать, что меня никто не учил рисовать, просто у меня было огромное желание. Потом мой знакомый работал художником-исполнителем в прокатном цехе «БМК» - Белорецкого металлургического комбината. Поступил в Нижне-Тагильский институт на художественную графику. Там уже принимали тех, кто в школе преподаёт ИЗО. Вот, они на две группы разделили: те, кто имеет педагогическое образование, и те, кто не имеет. А я попал в группу тех, кто имеет, потому что тогда я только из армии пришёл. А в то время было так: если ты в армии отслужил, то вне конкурса уже заведомо поступаешь. В своей группе я был сильнее всех. Потому что перед этим я сам картины большие писал (1м*1,5м), мог копии делать, в общем, был подготовленный. Вот так и пошло у меня. И я участвовал с пятью-шестью картинами на выставке в нашей картинной галерее. И вот уже под самую старость я понял, что живопись нужна людям для того, чтобы чем-то заниматься, чем-то восхищаться, но она большинству не приносит ничего и я охладел. Считаю, что в живописи легче написать пейзаж (я занимался пейзажами, портретами), чем найти в конечном итоге раму для картины. Эта проблема является основополагающей у художников.

 

-А был ли у вас пример, которым вы вдохновлялись? 

 

- Был. Шишков был, я с ним дружил, потому что он чёрт знает в каком возрасте был, а я - парень. Но я ему картины не показывал, просто интересовался. А он был - член союза художников. Потом Тимарцев - тоже член союза художников, они работали где-то там в области эстетики. Они были очень хорошими художниками. Когда я им показал маленькие масляные мини-картины на картонках, Тимарцев 5 из 7 оценил хорошо, а тот "высоконравственный", "высокоталантливый" только две оценил. Я взял всё и кинул в печку, сжёг.

А сейчас, вообще я свои картины отдаю бесплатно, особенно по школам. Вот, например, в 17. Там Новиков, такой есть литератор, я когда-то у него интересовался какими-то строчками, потом я ему картины отдал, он сделал в школе кабинет всех писателей и поэтов. А в последнее время, тем летом я пришёл, окликнул его, он меня увидел и рванул, я его кричу, а он бежит. Почему он побежал? А я подумал: Есенин писал стихи "Моё имя наводит ужас, как заборная, громкая брань". Ну, значит я становлюсь великим, раз от меня бегают и меня хают. Ведь я ему всё за бесплатно, всё сделал в этот их литературный кружок. 

Ну, думаю ответил.

 

-Хорошо, смотрите, чтобы писать хорошие стихотворения, которые будут по-настоящему "цеплять" за душу, наверняка, нужно учиться у лучших. Кто был вашим идеалом в бессмертной русской или же зарубежной классике?

 

- У меня есть несколько страничек, написанных про любовь к литературе и к Есенину. Это у меня от брата. От старшего. У него была книжка Есенина за тридцать шестой год! Ну, я читал, старался учиться, но тогда я не мог. А мне, может быть, подсказать немножечко надо было. А старший брат, это тоже такая же история, он всегда говорил: "Надо что-то существенное показать". 

Есенин говорит, обращаясь к молодой поросли поэтов: "Чтобы писать хорошие стихи, нужно обязательно, чтобы где-то улыбнуться, где-топредставить, что ты присел или же пошёл". Это он правильно сказал, потом как раз я нашёл вот эти слова Есенина. Вот, например, у него есть стихотворение: "Так лиса, притворившись мертвой, ловит воронов и воронят". То есть узловое, оно сразу даёт оценку всему произведению. У меня вот тоже в последнем, как раз я тебе показал это стихотворение:

"Со времён далёких и голодных, рабами были вы, удел постыл.

Теперь вы сыты и свободны, тел целлюлит венчает тыл".

Тыл = задница, понимаешь?

-Понимаю

- Видишь, вот остротой какой-нибудь дал я и сразу окраска стихотворения другая. Строчки такие выразительные и многозначительные, предметные, как я называю. Вообще я считаю, что нужно писать стихи предметные. Так что мой брат дал мне вхождение в литературу, потом я сам ни у кого не учился. Обратился однажды в Москву, в "Рабочий крестьянский корреспондент" со стихами про ромашковый луг. Мне пришёл такой ответ: "Ваши стихи чувственные, хорошие, но вам нужно кое-что знать. Необходимо подбирать рифмы не так чтобы были просто рифмы, а согласованные со всей идеей стихотворения". Я понял. Потому что возьмёшь стих, сделаешь, а он может быть, слабым будет.

 

 

-У вас много, так называемых, песенных стихов. То есть, произведений, которые легко можно положить на музыку. Как вы относитесь к тому, что однажды появится человек, который сделает это? Как, например, когда-то Арно Бабаджанян создал музыку на стихи Роберта Рождественского. Это я сейчас говорю про незабвенный «Ноктюрн». Дадите ли вы добро на такие действия? 

 

- У меня есть сборник, называется "Вёрсты" и там один раздел у меня есть, «Стихи на песенный лад». Но у меня они очень душевные, напевные, но не такие что одно слово всё стихотворение. Вот, допустим, Киркоров пел про болотную кикимору и сам так же вырядился, песню пел, но она содержательная, потому что это ведь не он написал.

 Мои стихи могут положиться на музыку, если где-то когда-то это будет востребовано, но я же никому это не предлагаю. Когда какую-то песню поют, я сразу замечаю: как здорово, какая мысль, особенно 20-30 лет назад, когда писали поэты-песенники. Вот, Дербенёв тот же. Он написал около 600 песен, а его в члены союза писателей даже не приняли. Он их всех обхитрил, ему подсказали. "Раз твои песни звучат в кинофильмах, пусть они тебе звание дадут за кинематограф". А стихи у него сильнейшие. Сейчас он не забыт. А Рождественский сказал: "У меня примерно 70% стихов это шлак, и только 30 хороших, достойных".

А свои стихи я всегда делал так, чтобы везде и повсюду был элемент любви. Снова про Есенина: у него в стихотворениях изба, берёзы. Вот кто этого всего не видел - москвичи, вот они не поймут ценность этого стихотворения, потому что там природа не такая. Есенин ведь последний поэт деревни. Хотя, стихотворение настолько близкое и душевное.

   Ну, вот, кстати, что ещё изменилось, так это то, что раньше я очень легко писал. А сейчас постоянно додумываю, что-то переделываю. Я тебе одну книжку подарю, она тебе будет нужнее. Это полноценная помощь поэтам. Генератор рифм, и так далее. Очень хорошая вещь.

-Договорились. Итак, переходим к следующему вопросу.

Смотрите, на данный момент в нашем городе, да и если брать двадцатый век в целом, всегда были достойные поэты. Но почему-то лицом поэзии Белорецка стала Нина Зимина. Вопрос провокационный, да, но давайте сойдёмся на том, что я - журналист и могу себе это позволить. Например, я с этой точкой зрения не согласна. На мой взгляд, в её стихах сплошной примитив и однообразие. Как вы относитесь к её персоне и, в целом, к поэзии? И почему на ваш взгляд именно она удостоилась таких почестей в плане оценки её творчества?

 

- Маленькая книжонка, тиражом 3.000 изданная, с мягкой обложкой. Но там душевные стихи. Но мне не нравилось вот что. Я ей говорил: "Если ты родилась больной, так ты не скрывай этого, если Есенин алкаш был, он не скрывал, а вы зачем скрываете? Получается, вы себя облагораживаете помимо болезни, поэтому никакого сочувствия в стихах не будет". А потом она издавала "Бег за солнцем" - сборник прозы, её признали. Но это примитив, неплохо написанный. Я не отношусь к ней хорошо, потому что она работала в вечерней школе, там был историк один - военный человек, он с ней сошёлся по мыслям, взглядам, но он восстал против директора школы вечерней как пьяницы. Потому что все деньги он себе забирал и пропивал. В горком партии обратился, всё рассказал. То на уроках его не бывает, то ещё что-нибудь. И вот Зимина в своей книжечке пишет: "Нам было свободно, льготно, не было за нами контроля", а когда собрали учительский совет, все выступили против этого историка и даже Нина Николаевна Зимина, ей тогда было 22 года, или 23, но она была против. Он это долго и мучительно терпел. И вот она ему говорит: ложись в больницу, в психбольницу то есть. И однажды произошло вот что: они сидели и вдруг услышали, что едет скорая помощь. И вот она ему говорит: "О, смотри, за тобой едут". Он выглянул в окно, точно! К его подъезду подъехала карета и точно за ним. Он взял ружьё и застрелился. И вот я это я ей никак не простил. И не прощу никогда. 

Я вообще был против всякого присвоения библиотеке имени Зиминой. Там уже повсюду её портреты, строчки стихов. Я отношусь к ней не как к талантливому человеку, а просто к рядовому поэту. Я просил, говорил: "Вы лучше дайте этой библиотеке имя Светланы Яковлевой". Она легко писала, и у неё была доминанта света и свет этот был везде и во всём. Они меня не послушали.

 

-Сейчас я постараюсь отойти от каких-либо канонов и хочу спросить у вас вот что. Знакомы ли вы с современной музыкой? Как вы оцениваете её? 

 

- Знаком с Киркоровым и Басковым. Напоминаю про кикимору. Киркоров сам как кикимора! Зачем оно такое нужно? 

Кобзон тоже хорош. Он ведь пел только предметные стихи! *Начинает петь песни*.

Вот ещё был, который пел песню про лебедей? Как же его звали, рано умер этот парень… 

- Евгений Мартынов?

- Да-да, вот он. Лебединая верность. Отличается сейчас современная музыка у молодых. Отсутствует сюжет…

Вот ещё фильм есть, советский "Узник замка Иф", там музыка тоже хорошая. Там этот, композитор ещё с волосами, как его…

-Александр Градский?

-Да, он. Ну так вот, про Градского скажу. Уж его больно моя сестра обожествляет. Я хотел найти его стихи и песни в интернете, но я им не владею. Хотя, вот его один раз послушаешь и больше не хочется слушать. У него вот тоже стихи предметные, конечно, больше говорить нечего. Но 2-3 раза его невозможно слушать. 

- Интересно, 12 лет его слушаю без перерыва, и он мне ещё не надоел. 

-Кого? Его? 

- Да

*Начинаются дебаты и прогрессирующая полемика с элементами жёсткой, не щадящей словесной битвы за честь и достоинство музыки Александра Градского*

- Мне всегда было интересно, как он стихи писал, они у него особенные. Не похожие на классику. У него по-своему. Он значителен.

А вообще, Алла Пугачёва и Владимир Высоцкий стоят особняком в истории советской музыки. 

 

- Вопрос тривиальный, но не теряющий своей актуальности. Какую книгу вы бы посоветовали прочитать современной молодёжи и почему? Или, может быть, существует книга, которая оказала значительное влияние на вас? Расскажите о ней. 

- Во-первых, что такое тривиальный? 

- Банальный

- Я всегда к Ожегову обращаюсь в таких случаях. Ну так вот, я прочитал Захара Прилепина, его книжку. Глаз посадил. То ночью сажусь читаю, то ещё где-то. Но особого интереса она у меня не вызвала. Книга на 800 страниц. Ну, там, где про любовь и паскудство написано, там всегда хорошо всё читается. 

А что это я думаю сижу. Вот свою книгу я и посоветовал бы почитать. "Четыре всадника" называется. Там описана гибель цивилизации и создание нового мира. «Четыре всадника или тайный ордер». Там про чекистов, про любовь. Всех всадников арестовали и только одного нет, потому что посчитали что он не вёл преступную деятельность. 

Там описаны забастовки, разбитые витрины, а женщина - главная героиня, думает: "Для чего вы наступаете? Разве вы этим наладите жизнь?". Вот это книгу я бы дал почитать каждому, кто умеет читать.

У меня есть стихотворение, раннее: "Постоять бы хоть рядом с вами, со знаменитыми поэтами". Я себя поэтом не считал, а сейчас, я бы хотел перед женой, чтобы меня напечатали. А ещё вот у нас есть литератор, которая прочитала мой сборник "Не хочу" и сказала: "У тебя очень хорошие стихи", вот как раз она была подругой Нины Николаевны Зиминой, они рядом жили. Ей понравилось, и она сказала это моей жене, а если бы это было где-то напечатано, всё. Лариса Николаевна бы забыла про "В лесу родилась ёлочка". 

Она говорит: "Хорошо, вот ты пишешь, а что ты пишешь?! Я ей отвечаю: "А ты как читаешь? Строчку отдельно надо прочитать, строчку через запятую, вторую, а ты сплошняком и всё подряд. Как журналисты".

*Тут полетел камень в мой огород*

-В общем, свою бы книжку дал почитать.

-И напоследок. Какой совет вы бы дали нынешнему поколению?

 

- Учитесь, друзья. Учитесь! Сейчас у вас есть всё для этого. Возможности, время, ресурсы. Поэтому, учитесь! И, конечно, не забывайте читать книги. Они разнообразят и расширят ваш словарный запас. Ведь с грамотными людьми, всегда приятно пообщаться. Спасибо, всего хорошего.

На этом наша беседа подошла к концу. Надеюсь, среди тех, кто ознакомился с личностью Николая Ивановича, найдутся люди, которые оценят его по достоинству.

Ведь рукописи не горят, а сохраняют в себе часть души поэта, которая впоследствии становится константой в начале увлечения творчеством конкретного лица.