Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), или невроз навязчивых состояний, одно из наиболее распространенных невротических расстройств наряду с паническим расстройством, генерализованной тревогой и социальной фобией. Основными симптомами ОКР являются непроизвольно возникающие навязчивые неприятные мысли и представления или навязчивые действия, которые нередко носят характер защитных ритуалов. Часто имеет место сочетание и того и другого.
Однако не стоит думать, что такие явления бывают только у людей с диагнозом ОКР. Диагноз ставится тогда, когда навязчивости становятся очень интенсивными и начинают существенно мешать повседневной жизни человека, но те или иные навязчивые явления в отдельные периоды жизни имеют место у очень многих людей. Наиболее безобидные это, например, мелодия, крутящаяся в голове, от которой вы не можете отделаться или бесплодные размышления на какую-нибудь отвлеченную тему, которые опять-таки трудно прервать волевым усилием. Более неприятные, это когда у человека, к примеру, внезапно без реального повода возникают сомнения, выключил ли он электроприборы дома, закрыл ли дверь, хватит ли денег, чтобы рассчитаться в ресторане и т.п. К защитным компульсиям (риталам) можно отнести следование народным или выдуманным самостоятельно приметам – не наступать на трещины на асфальте, не возвращаться той же дорогой и т.д. Как правило, навязчивости обостряются, когда человек переживает стресс: так можно вспомнить ритуалы, которые используют студенты накануне ответственного экзамена.
Как правило, к разного рода навязчивостям более предрасположены люди, которые воспитывались тревожными родителями и к которым предъявлялось много, нередко противоречивых требований.
Психоаналитики сделали предположение, что навязчивости выражают бессознательные желания. Например, если у человека возникает непроизвольное, необъяснимое рационально желание оскорбить значимого, любимого человека, то это говорит о его неосознаваемом гневе на него. На мой взгляд, такая буквальная трактовка далеко не всегда уместна. Так, например, распространенный в младшем подростковом возрасте страх смерти родителей выражает не агрессию по отношению к ним, а зависимость и потребность в защите и опоре. Навязчивый объективно не обоснованный страх заразиться венерическим заболеванием свидетельствует не о том, что у человека есть бессознательное желание им заболеть, а скорее о чувстве вины и стыда, связанных с сексом. А в случае навязчивых ритуалов речь скорее идет о попытке контролировать неконтролируемый мир с помощью привычных действий, заставить его подчиняться самим собой придуманным правилам.
Терапия навязчивостей сложная задача. В тяжелых случаях клинически очерченного ОКР не стоит пренебрегать медикаментозным лечением. В то же время для лечения навязчивостей используются разные методы психотерапии. Большинство людей с ОКР поначалу воспринимают свои навязчивые мысли или навязчивые действия как нечто совершенно им чуждое, приходящее и нападающее на них непонятно откуда, и пытаются подавить их волевыми усилиями. Обычно это приводит к прямо противоположному результату, к еще большему усилению тревоги и отчаянию. Чтобы снизить напряженность этой внутренней борьбы и ее негативные последствия знаменитый психотерапевт Виктор Франкл использовал разработанную им технику парадоксальной интенции. Основной ее смысл заключается в том, чтобы снизить в сознании пациента степень серьезности ситуации и отнестись к своему симптому с юмором. Психодрама позволяет достичь аналогичных целей другими способами. На первом этапе важно чтобы человек воспринял беспокоящий симптом не как нечто внешнее, а как часть собственной личности, существование которой нужно признать и с которой нужно познакомиться. В этом оказывается полезной интрапсихическая драма в процессе которой роль неприятные мыслей, возникающих в голове клиента (протагониста), на себя могут взять актеры из группы, и в процессе игры можно поискать оптимальный способ взаимодействия с ними.
Более отдаленной стратегической задачей при работе с навязчивыми состояниями является проработка негативных интроектов (некритично усвоенных моделей поведения). С помощью психодрамы можно вернуться в ситуации, в которых они были переданы, осознать, кто и почему был их источником, катарсически отреагировать чувства и, благодаря этому, почувствовать большую свободу в своих эмоциях и поведении. Так, например, за ипохондрическими навязчивыми страхами нередко стоят тревожные родители, которые чрезмерно беспокоились о здоровье ребенка, своих близких или о своем собственном, и ребенок перенял их способ поведения. В случае примера о страхе заболеть стыдным заболеванием, приведенного выше, с большой вероятностью за ним стоят негативные послания, связанные с телесностью и сексуальностью.
И, как известно, исключительно интеллектуальный инсайт как правило не особенно помогает. Особенно это касается людей с ОКР, которые зачастую итак чрезмерно рациональны («В моей жизни все идет хорошо, у меня определенно нет никаких причин для беспокойства (кроме моих мыслей)»). Ценность психодрамы в данном случае в том, что она позволяет отказаться от фиксированных представлений о жизни и от навязанных в прошлом ролей не только на интеллектуальном, но на эмоциональном и телесном уровне.
Психодраматическая группа 26-27 ноября Регистрация участников в WA +79059338400
Автор: Андрей Гронский
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru