После сообщений об успешном завершении частичной мобилизации в СМИ и соцсетях продолжаются многочисленные дискуссии о причинах, проблемах и итогах происходящего. Часто в числе прочего поднимаются вопросы о том, что привело молодых людей к решению покинуть Россию, и о том, почему некоторые из оставшихся без стеснения заявляют о неготовности брать в руки оружие, прикрываясь уже знакомой нам демагогией про «захватническую войну».
Конечно, невозможно посчитать или назвать все факторы, которые повлияли на реальных и потенциальных уклонистов. Да и деление на конкретные причины при ответе на эти вопросы весьма условно: многогранные аргументы, если их упомянуть отдельно, без системного подхода, будут казаться вырванными из контекста. Однако некоторые соображения всё же, надеюсь, не будут лишними − для всех, кто задумывается о последних событиях.
«Первой жертвой войны становится правда»
Во время поездок в Донбасс я убедился: там нет нужды объяснять кому-либо, где добро, а где зло − даже дети знают это из собственного горького опыта. Как и в 1940-х, там не осталось ни одного дома, ни одной семьи, которую не затронула бы борьба с нацизмом.
Но в российских городах ситуация иная: о противостоянии, о военных действиях в подавляющем большинстве регионов знают в основном по сообщениям в СМИ. И если старшим поколением война с неонацистами часто воспринимается как некая аналогия или, скорее, продолжение Великой Отечественной, молодёжи приходится куда сложнее, поскольку подвиги прошлых лет им представляются весьма далёкими.
Усугубляют ситуацию те гигантские информационные потоки, которые обрушиваются сегодня на каждого из нас. Только если у старшего поколения, как правило, хватает образования и житейской мудрости, для того чтобы оценить источники, отфильтровать сведения и обработать их, у молодых людей (вследствие падения уровня образования и отсутствия жизненного опыта) способность зреть в корень событий и явлений гораздо ниже.
Вот так и появляются в головах перепутанные клубки из представлений о добре и зле, ложных и истинных знаний об окружающем мире, понятий об основном и малозначимом. И дальше вопрос только в том, к какому течению или лжеучению приведёт выбранная из этого клубка ниточка.
На наших глазах родилось новое поколение «антигероев» − которые готовы участвовать в провокационных митингах за сомнительные обещания получить иностранное гражданство или скрываться у знакомых для того, чтобы не получить повестку. Нет, совесть не мучает, и чувство стыда атрофировалось…
Тут необходимо отметить, что у меня совершенно нет намерения с раздражением говорить о современной молодёжи что-то в духе: «Все они такие» или «Вот когда мы были в их возрасте…» Потому что во все времена в молодёжи есть положительные и отрицательные черты и качества, намерения и установки, мысли и убеждения.
Всегда есть достойные юноши и девушки, на которых можно опереться: например, в рядах нашей партии я вижу немало молодых людей − искренних, отзывчивых, готовых быть рядом с другом или незнакомым человеком в трудную минуту, прийти на помощь тем, кому это необходимо. И они просто любят место, где родились, гордятся своей страной, а не ценят её за какие-то богатства, преференции или иные выгоды. Это радует.
Родина – не более чем слово
Отрадно и то, что наметились положительные тенденции: в последние месяцы всё больше говорится о патриотическом воспитании детей и подростков. Оно, как никогда, необходимо, чтобы не оставлять школьников один на один с информационной войной.
Многие нововведения, как это часто бывает, поначалу вызывают в обществе дискуссии. «Что изменится, если исполнять в начале каждой учебной недели гимн?» − удивляются одни. «Ценности невозможно привить одними лишь разговорами», − вторят им другие.
Не спорю с тем, что этого действительно мало: «только лишь» гимн и несколько формально проведённых классных часов вряд ли в корне изменят ситуацию.
Но ведь под лежачий камень вода не течёт! И эти действия (не при формальном отношении, конечно) вполне можно рассматривать как части огромной системы, целого комплекса действий, направленных на то, чтобы нынешние школьники и студенты осознали себя гражданами России, на плечи которых очень скоро ляжет ответственность за то, быть России или не быть.
И когда я говорю о некоей системе, я не предлагаю гнаться за разнообразием или количеством «мероприятий по привитию патриотических настроений». Потому что гордость за свою страну, любовь к ней прививаются не столько на каких-то специальных занятиях, сколько в обычной жизни и на самых обычных уроках.
Изучение истории России или её географии − это разве не патриотическое воспитание? А возможно ли воспитание патриотизма без великих литературных образцов?
С моей точки зрения, очень пригодился бы нынешней молодёжи пример молодогвардейцев − ребят, которые восемь десятилетий назад объединились для борьбы с врагом. Без их исключительной любви к родине Победа была просто невозможна! Но вот незадача: роман Фадеева «Молодая гвардия» исчез из школьной программы ещё в 1993 году.
Вообще в целом патриотизм, да и любые другие чувства, как говорят специалисты, воспитываются исключительно примером этих чувств.
Не стоит ли тогда вспомнить о том, какие сильные патриотические настроения вызывают у нас достижения наших спортсменов на Олимпиадах и крупных международных соревнованиях? Получается, спорт тоже в значительной степени способствует развитию патриотизма. И здесь перед нами встаёт ещё одна важная задача − делать всё возможное для развития массового спорта, поддержания соревновательного духа между школами, колледжами, вузами.
Вернёмся к нынешним реалиям. На мой взгляд, нужно сделать всё, чтобы подрастающее поколение понимало смысл происходящих событий (тем более что СВО, без сомнения, одна из важнейших вех в истории России) и училось правильно расставлять приоритеты.
Здесь очень помогли бы встречи с участниками боевых действий, включая ветеранов спецоперации. Очевидцам и участникам событий школьники доверяют гораздо больше, чем средствам массовой информации. Чем не живой пример перед глазами?
Позволю себе ещё одну ремарку. Коль скоро к воспитанию патриотизма привлекаются педагоги, необходимо обеспечить им особую защиту и поддержку, дать им возможность свободно и ответственно подходить к любимому делу. Иными словами, нужно остановить бурный поток инициатив, мероприятий, требований и указаний, которые сегодня спускаются в школу без всякого учёта реалий образовательного процесса и возможностей учителей.
Вспомним слова другого великого советского педагога − В. А. Сухомлинского: «Воспитание — это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ученика». Такое общение невозможно, если не разгрузить учителей.
Свобода от долгов
Начну с того, что 24 февраля все мы проснулись в совершенно новой реальности: страна стала другой. Но по-настоящему вся суть нашего общества обнажилась после объявления частичной мобилизации: стали видны два основных лагеря − те, кто имеют моральный долг перед страной, и те «свободные» граждане, для которых Родина является несоизмеримо меньшей ценностью, чем неограниченный доступ к западным сервисам или возможность путешествовать по Европе и жить в своё удовольствие.
Вторая категория, конечно, успела освободить себя от любых обязательств перед страной и народом: для них основными ценностями стали собственное «я» и личное обогащение.
Никто не говорит о том, что этот подход появился только в этом году. Наша страна упорно шла к нему три десятка лет: всё это время процветал культ жизни «для себя» и «в кайф»: царила потребительская атмосфера, а положительную оценку со стороны общества получали исключительно те, кто стремился к успеху и выигрывал гонку за рублём.
Есть у этой медали и другая сторона − социальное расслоение. Я не раз сравнивал существование такой пропасти между богатыми и бедными с пороховой бочкой.
При чём тут патриотизм, спросите вы? А разве чувство, что ты или твои дети обделены или унижены, может стать основной для патриотизма?
То есть если у нас есть цель вырастить новые поколения россиян патриотами, мы в первую очередь должны всеми силами бороться с социальной несправедливостью: иначе морально-психологический климат и в семьях, и школе, и в обществе в целом не изменится.
Что же касается «свободных» соотечественников и диванных аналитиков, которым с начала СВО «стыдно, что они русские», им в ближайшем будущем предстоит понять, что наша армия не становится сильнее, если в тылу против неё воюет мощная пятая колонна. А значит, и победа ближе не становится…
Время применить мощное секретное оружие
Для меня лично очевидно, что вся нынешняя ситуация и сам факт существования двух лагерей, о которых я говорил выше, − это результат тридцатилетнего тотального бездействия во всех вопросах, которые касались идеологии.
Откуда взялась в нашей Конституции категоричная формулировка об «идеологической стерильности» (то есть о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), объяснить нетрудно. В то время, когда она принималась, общество, только освободившееся от идеологической монополии КПСС, слишком остро и болезненно восприняло бы новую попытку внедрить любое единомыслие.
Но само представление о том, что такая насильственная деидеологизация − великое благо, с самого начала было иллюзией. Государство не может существовать в безыдейном состоянии! А идейный вакуум, как мы видим на реальных примерах, очень быстро и довольно просто заполняется чем угодно. Хочешь − насаждением культа потребительских ценностей, хочешь − человеконенавистничеством или русофобией, хочешь − презрением к собственному народу и перенесением в человеческое общество законов животного мира…
Вот и ответ на главный вопрос − именно в отсутствии идеологии, то есть того комплекса ценностей, которые должны последовательно поддерживаться государством, и кроется причина того, что многие молодые россияне, мягко говоря, не рвутся защищать свою страну в момент, когда многочисленные и сильные враги открыто говорят о намерении эту страну разорвать на клочки…
И на наших глазах зреет необходимость изменений в этой сфере. Ещё Сенека говорил: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра». А тем, кто борется за русский мир, за возможность существовать как самодостаточная и сильная держава, попутный ветер, согласитесь, просто необходим. И я уверен в том, что настал наконец момент для того, чтобы сформулировать и закрепить базовую систему ценностей нашего общества, и в том, что любовь к Родине и патриотизм должны стать зоной единодушия, которое заставляло бы наших соотечественников помнить главное: «Мы – россияне! Мы все в ответе за нашу великую Россию!».
Победа всё равно будет – Бог на нашей стороне и правда за нами.
России – быть!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ Высота в крови. Илья Сизов - герой из династии летчиков