Найти тему

Рига 16. Двигатель S58. Часть 1.

Данный двигатель выпускал Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас». В данной статье хотелось бы рассказать немного о его конструкции и особенностях. Все-таки это первый советский двигатель типа 50 кубических сантиметров с кикстертером.

Я разделю этот пост на 2 части, отдельно хочется поговорить о двигателе и доставшемся мне образце в целом, а отдельно о карбюраторе.

Сейчас именно двигатель.

Фото инструкции.
Фото инструкции.

Согласно заводской инструкции к мокику Рига 16 мы имеем. Бензиновый двухтактный двигатель с охлаждением встречным потоком воздуха. Одноцилиндровый с диаметром цилиндра 38 мм. Ход поршня 44 мм. Рабочий объем 49,8 кубических сантиметра. Степень сжатия 7,7-8,5.

И вот тут собственно первый вопрос. Как, простите меня, степень сжатия может отличаться в таких огромных диапазонах. На мой взгляд, ответ прост: максимально кривая сборка и отливка.

Но это я понимаю сейчас, а при покупке мокика была загадка, ведь советская техника эталон надежности.

Максимальная мощность 2,2 + 0,3 (или же 2,5 л.с.) - 0.15 (или же 2.05 л.с.). Огромный диапазон разброса по мощности.

Вообще мне довелось слышать интересное определение мопедных моторов:"нет двух одинаковых моторов, каждый из них имеет собственный характер". Звучит максимально красиво. На деле же да, действительно, нет 2х одинаковых моторов, потому что это не конвейерная сборка, а хрен знает что)

Разброс по мощности в 25%!

И нет, я не хаю советскую технику, как это сейчас модно. Я как раз пришел в эту сферу с интересом. Мне было жутко интересно как поведет себя эта техника при современном уровне ухода. Сейчас значительно лучше химия, оборудование, уровень сервиса. У меня нет понятия дефицит. Я могу купить все, что необходимо для обслуживания и сделать то данному мотору и мопеду. Как сейчас выясняется на уровне выше, чем завод.

Мне действительно интересно как это было и может ли оно существовать в современных реалиях. Чем мы здесь поэтапно и займемся.

Рига и все ее детали это моя лаборатория. Поэтому я буду рад любым советам, комментариям и правкам, где я ошибаюсь.

Вернемся к мотору.

Карбюратор к60. В моем случае у меня ранняя модель с карбюратором к-35в. Но о карбюраторах мы поговорим немного позже, когда до меня таки доедет "вотэтоповорот".

С бумажным фильтрующим элементом.

Первая вещь которая поставила меня в тупик. Потому что никаких кронштейнов фильтра у меня нет и куда его прицепить я откровенно не понимал. Пришлось воспользоваться каталогом деталей.

Каталог деталей рига 16. Страница 55. Взято с сайта mopedmuseum.ru
Каталог деталей рига 16. Страница 55. Взято с сайта mopedmuseum.ru

Ну в общем выяснилось, что детали с 3 по 8 у меня отсутствую) За ненадобностью) Сельский тюнинг: убрать фильтр, чтобы мотору лучше дышалось.

Ясно, будем изобретать узел заново. Благо визуально он не сложен. А вот абразивные материалы в цилиндре не самое лучшее, что может быть. Тем более если посмотреть на деталь номер 1:

Каталог деталей рига 16. Страница 17. Взято с сайта mopedmuseum.ru
Каталог деталей рига 16. Страница 17. Взято с сайта mopedmuseum.ru

Глушитель шума впуска. И 2 различных исполнения. Обычное и, внезапно, тропическое. По слухам эти мопеды жутко перегреваются, вплоть до прихваток. Какое тропическое исполнение?)

Будем разбираться в процессе сборки.

Но суть этого в другом. 2т моторы- резонансные моторы. Для них важны сопротивления и длины впуска, а так же сопротивление и длина выпуска. А судя по тому, что есть тропический резонатор впуска, еще есть и серьезная температурная зависимость, что логично, потому что при жаре у нас другая плотность воздуха. Но это так, любопытный теоретический момент.

Вернемся к мотору. Точнее к конкретному образцу.

ш58 вид снизу
ш58 вид снизу

Для начала этот комок земли стоит очистить.

На данном фото хорошо видны 2 дренажных отверстия. Точнее дренаж крышки зажигания и трубка слива избыточного топлива при использовании утопителя поплавка карбюратора. Но это я сейчас знаю.

А первой реакцией было:"твою ж мать мотор дырявый"

Потому что до этого я работал в основном с немецкой техникой и такое исполнение отверстия там считается недопустимым.

-6

Моторчиком у нас является ш58 и главным его отличием можно назвать отсутствие сквозного педального вала. Но унификация не была бы унификацией, если бы сквозное отверстие не оставили. Просто его нет в крышке, а в блоке кпп отверстие заткнуто заглушкой.

На потеки масла не обращайте внимание) Он тек весь. Вообще весь. Везде, где только мог. Из всех сальников что-то текло)

Но мы не об этом)

Техническая заглушка впуск
Техническая заглушка впуск

Кусок грязи именуемый мотором был разобран, впуск и выпуск были заглушены.

Техническая заглушка, выпуск.
Техническая заглушка, выпуск.

И отнесен на мойку.

Вот тут я первый раз серьезно захотел себе собственную мойку. И, видимо, нужно, для обслуживания все ватаги мототехники.

Номер двигателя
Номер двигателя

Так же на фото выше виден номер моторчика. 224 738 77.

Исходя из этого мы имеем Ригу 16 с мотором уже ш58 (ранние шли с ш57. Все то же самое только на педалях), но еще с карбюратором К35В. Ну если оно там, конечно с завода, а не поставлено одним из предыдущих владельцев. Но такой конфиг мог существовать и как раз в 77 году таких было много, так что я склонен считать, что тут никто, никуда не лазил)

Путем археологических изысканий было обнаружено, что стоит цилиндр ш57, что совпадает с изложенной ранее теорией.

Маркировка цилиндра
Маркировка цилиндра

А вот дальше у меня пригорело так, что я чуть не бросил проект.

Геометрия впускного окна
Геометрия впускного окна

По всем параметрам двигатель не вскрывался. Никем никогда не трогался. И вот это вот ЗАВОДСКОЕ окно! В 2т моторе. Я долго ругался матом.

Мне хотелось верить, что все проблемы этой мототехники были из-за расходников, дураков, погоды на марсе, но нет. Видя вот это окно я понимал, что все проблемы этой техники родом еще с завода. И персональных "характер" моторов родом с завода. Потому что окно в цилиндре не прорезалось. Его просто грызли. Возможно даже напильником.

Нижний профиль окна должен иметь v форму, но это я наковырял позже) И такая форма окна нужна именно с ранним К35В карбюратором. Но и она "слегка" нарушена. А первое впечатление было, что просто закрыто 20% окна кривым вырезом. Как это работало для меня оказалось загадкой.

И вот тут мы приходим к обратной стороне вопроса. Оно работало. Работало тогда, 50 лет назад. На ужасной смазке, на отвратительной сборке, без какой-либо подгонки.

Купив этот мопед его нужно было полностью перебрать. Подточить, подогнать. Это огромный конструктор. А кто это делал? да единицы. У всех остальных оно работало как-то.

В этот момент я понял почему у одних Рига 16 едет 70 и часами, а у других перегревается каждые 10 км и больше 40 не разгоняется. Многое встало на свои места. Она выполнила задачу. Рассказала мне историю.

Дальше ее историю предстоит писать мне.

-12

Вдох выдох, 2 недели перекура. Закупаем кучу химии и начинаем разбор.

Если не считать резинотехнических изделий и рукожопов на заводе в шауляе с мотором все неплохо.

Износ цилиндра
Износ цилиндра

На поршневой группе есть небольшие следы износа (еще б их не было без фильтра то), но не критично. Нутромер приедет к весне. Буду проверять. Благо установка поршневой это последний этап сборки.

Зазор в замке поршневого кольца
Зазор в замке поршневого кольца

Поршневые кольца кончились. Давно)

Судя по всему это первые кольца и их тут никто, никогда не менял.

Маркировка цилиндра
Маркировка цилиндра

Поршень 0. Причем у цилиндра настолько 0, что новый купленный 0 поршень в него не пролазит. Для того мне и нужен нутромер, чтобы понять какой квалитет цилиндра. И уже исходя из него или токарным или шлифовальным станком адаптировать поршень.

Поршневой палец
Поршневой палец

Поршневой палец визуально изношен.

Замер износа поршневого пальца
Замер износа поршневого пальца

На практике максимальный износ составляет 0,025 мм. Что, на мой взгляд, в пределах допуска.

Прокладка головки блока
Прокладка головки блока

Прокладка головки блока установлена с перекосом, поэтому ее расплющило и часть прокладки торчала в камеру.

Повторюсь, с таким набором дефектов оно работало и успешно использовалось.

-20

Новый поршень и кольца.

Как видно, разница в весе поршней 2 грамма. Что обусловлено моей ленью) А именно мне было лень полностью отчищать старый поршень от нагара. И при таком качестве сборки существенной роли оно не играет.

В идеале надо балансировать коленвал, но мне нечем и не на чем. Надо будет подумать.

На этом я наверно приостановлю рассказ, чтобы не распугивать немногочисленных читателей тоннами текста, но оставлю спойлеры. В следующий раз речь пойдет о коробке передач, сцеплении в частности и системе смазки мотора.

Небольшим итогом данного поста можно сделать заметку на полях) О том, что для нормальной работы мотора мне нужна бормашинка, чтобы привести в порядок окна цилиндра и мойка, чтобы техника не зарастала грязью насмерть.

За сим позвольте мне откланяться, всем большого, пушистого и отбалансированного бобра и до новых встреч. Буду рад вашим советам и рекомендациям в комментариях. А так же подписке от новичков, вас ждет много интересного и практического)

#реставрация #мототехника #Ретро #дырчик #мопедыссср #назадв90-е #техникассср