Вчера наш дачный чат взорвался воплем о помощи:
«Помогите найти бабку Агафью!!!»
Оказалось, что жила Агафья раньше там-то, но больше не живет, а куда делась – неизвестно. И разгорелась целая дискуссия по бабке. С многочисленными версиями, где ее искать и с обсуждениями, кому, как и когда бабка что-то отсушила, заговорила, прирастила.
Мы в поселке новенькие, и нам бабку простительно не знать, а старожилы, похоже, все прошли через ее руки.
И ведь в каждом небольшом поселении найдется такая бабка. Каждая фурычит по-своему. Нашептывает, накручивает, выжигает и бог знает что еще. И каждая – помогает.
Так было испокон веков.
Потом пришла психология и сделала что? Стала за бабками наблюдать. Долго-долго наблюдала. И за бабками, и монахами, и за просто людьми, помогающими друг другу.
И обнаружилось, что несмотря на различия в реквизите – у кого лягушачьи лапки, у кого семейные заклятья, у кого святая вода – есть что-то такое, что повторяется у всех, и логично, что именно оно и помогает.
Психология взяла и сделала выжимку этого помогающего субстрата.
Так получилось консультирование. Из чего оно состоит?
- Доверительный контакт – внимательное выслушивание без оценки и осуждения.
- Эмпатия – понимание, что чувствует другой человек.
- Отражение – ответная реакция на его слова, признание его картины мира, легализация мыслей и чувств.
Все это – универсально помогающие вещи. Они сработают в любом исполнении и при любых обстоятельствах. Только психолог учится и отрабатывает их сознательно, на научной основе, а бабка – интуитивно, на основе магических представлений о мире.
Казалось бы, вопрос о помощи решен, но не тут-то было. Не очень-то люди поверили в то, что «просто разговор» помогает.
Люди продолжили верить в лягушачьи лапки. Поговорить, оно, конечно, хорошо, а делать-то что?
Идея, что психические проблемы лечатся «деланием» – неистребима. И это отчасти верно, т.к. психика и деятельность в человеке неразрывно связаны. Но все же для исцеления собственно психики гораздо важнее своевременное и качественное протекание психических процессов.
Правильная деятельность может запустить правильный процесс, и наоборот. Но вот так напрямую – выпил отварчику и стал неотразим – оно не работает.
Однако, людям этого не объяснишь. Уверена, что даже на этот текст найдется много людей с примерами, доказывающими обратное. В результате получится бесполезный спор, в котором каждый останется при своем.
Спорить с человеком, который пришел за помощью, – дело неблагодарное. Спор-то ему не поможет, а только раздражит.
Так что пришлось психологии искать свои лягушачьи лапки. Чтоб было что «делать», а не просто слушать. И нашлись, точнее, были изобретены психологические техники – разные приемы и протоколы, которые замедляют одни психические процессы и ускоряют другие, благодаря чему процесс в целом идет легче, а главное – проявленней.
Так получилась психокоррекция (на Западе ее стали называть психотерапия).
Что выбрать себе в помощь – когнитивные карточки или лягушачьи лапки – дело вкуса. Соль-то не в них. А в том, насколько хороши психолог и бабка будут в построении контакта, эмпатии и отражении.
Если да – то и у психолога лягушачьи лапки сработают.
Только нам этика не позволяет. Скорее бабки начнут когнитивными карточками оперировать, чем мы при луне отварчики кипятить.
Что касается людей – то они по-прежнему упорно считают, что дело в лапках.
Но тут уж и нам, и бабкам остается только эмпатично вздохнуть и признать картину мира клиента реально существующей.