Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Предыстория битвы при Чериньоле

В конце 2021 года мы в двух постах разобрали битву при Гарильяно — давно пора было, ведь конкретно о ней я писал аж в 2016 году. Совершенно та же ситуация с битвой при Чериньоле — состоявшейся в рамках той же войны, но чуть раньше, 28 апреля 1503. Упоминаю я её часто: битва-то знаковая, кое в чём даже поворотная для истории военного дела вообще. А пост по теме тоже был в 2016, от него толку давно никакого... давайте разберёмся более подробно?
Как я уже пояснял в дилогии постов по ссылке, суть конфликта была более-менее проста: Испания и Франция оспаривали контроль над Неаполем (то есть южную часть Италии). Не говорил я о другом: если у нас обычно насчитывают восемь Итальянских войн и конфликт 1499–1504 годов зовут при том Второй из них, то в зарубежной историографии бывает иначе. В английской Вики интересующий нас конфликт зовут Третьей Итальянской войной — и тут есть определённый смысл. Дело в том, что Гранадский договор, подписанный в конце 1500 года, войну вроде бы завершил... одна

В конце 2021 года мы в двух постах разобрали битву при Гарильяно — давно пора было, ведь конкретно о ней я писал аж в 2016 году. Совершенно та же ситуация с битвой при Чериньоле — состоявшейся в рамках той же войны, но чуть раньше, 28 апреля 1503. Упоминаю я её часто: битва-то знаковая, кое в чём даже поворотная для истории военного дела вообще. А пост по теме тоже был в 2016, от него толку давно никакого... давайте разберёмся более подробно?

Как я уже пояснял в дилогии постов по ссылке, суть конфликта была более-менее проста: Испания и Франция оспаривали контроль над Неаполем (то есть южную часть Италии). Не говорил я о другом: если у нас обычно насчитывают восемь Итальянских войн и конфликт 1499–1504 годов зовут при том Второй из них, то в зарубежной историографии бывает иначе. В английской Вики интересующий нас конфликт зовут Третьей Итальянской войной — и тут есть определённый смысл. Дело в том, что Гранадский договор, подписанный в конце 1500 года, войну вроде бы завершил... однако фактически оказался лишь перемирием.

К лету 1502 оказалось, что вроде бы оговорённые условия на деле никого особо не устраивают, так что боевые действия возобновились — армии и разойтись не успели. Правда, поначалу шли бои довольно вяло: мелкие стычки. Тем не менее французская армия под началом Луи д'Арманьяка, герцога Немурского, на тот момент значительно превосходила испанские силы "Великого Капитана" Гонсало Фернандеса де Кордовы.

У Кордовы было много полководческих достоинств. Помимо новаторства (он уже начал создание того, что к 1530-м превратится в настоящие терции), харизмы, решительности и личной храбрости (доводилось самому лазить на стены в конце Реконкисты), Великий Капитан отличался и умением элегантно избегать боя, когда ввязываться в него не хотел. Посему вместо ненужного сражения испанцы удачно скрылись в хорошо укреплённом городе Барлетта.

Свободное время Великий Капитан употреблял с пользой: постоянно шли учения по стрельбе из новомодных аркебуз, действиям в ночное время (что уже скоро станет
визитной карточкой испанцев), засадам и прочему. Герцог Немурский подобными вещами себя особо не утруждал: как и все французы, он свято верил в родные традиции "рыцарской" войны, а что до пехоты — вполне полагался на швейцарских наёмников, которых вроде бы не нужно ничему учить.

В начале 1503 года от всего этого безделья случился весьма занятный эпизод. В одной из мелких стычек отряд Диего Уртадо де Мендосы захватил около городка Трани несколько французских рыцарей, среди которых был шевалье, именуемый то Шарлем де Торгом, то Ги де ла Моттом.

Гонсало Фернандес де Кордова воевал совершенно не в рыцарском стиле, но всё же был человеком исключительно высокого происхождения, воспитанным соответственно. Посему он решил пригласить пленных на пир, чтобы куртуазно с ними пообщаться.

Однако шевалье Шарль/Ги на пиру перепил — и вместо высокосветской беседы начал оскорблять итальянских военных, обильно представленных в войске Кордовы. Итальянцы потребовали сатисфакции. Заняться, помимо учений, всё равно было нечем — и, наверняка вспомнив про легендарный "Бой тридцати" времён Столетней войны, Кордова групповую дуэль разрешил.

Тридцати участников с каждой стороны не нашлось: сойтись решили 13 на 13 (для этого Шарлю/Ги пришлось вызвать товарищей, стоявших с армией неподалёку). Всё было серьёзно: обе стороны предоставили арбитров, для боя подготовили просторное ристалище. По условиям каждый побеждённый — по ранению или сдаче, лишался своей амуниции, а также должен был выплатить сотню дукатов.

Французы проиграли итальянцам с треском. Один из них погиб, девять человек были ранены, остальные сдались. У итальянцев на испанской службе раненых было двое. После этого оказалось, что французы явились на бой без денег — так что всех их взяли в заложники. Через четыре дня герцог Немурский наконец выплатил 1300 дукатов (в том числе сотню за мертвеца), и незадачливых поединщиков освободили.

-2

За такими развлечениями армии дожили до весны, когда на помощь Кордове пришёл большой отряд ландскнехтов (что-то около 2000). Теперь силы стали примерно равны. Гонсало Фернандес де Кордова не был бы Великим Капитаном, не решись он немедленно атаковать. Времени для обдумывания плана хватило, и забегая вперёд — отмечу, что план тот оказался хорош.

Битва при Чериньоле была близка, герцог Немурский Луи д'Арманьяк доживал на свете последние дни. Ну, о самом сражении — завтра...

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат