Найти тему

Кронштадт: город-остров, город-крепость, город-порт

Здравствуйте! Это мы – две дамы на "Дастере", с нами собака. Этим летом мы совершили интереснейшее путешествие из Петербурга на Урал. Подробный рассказ о поездке можно посмотреть, например, здесь, или вот здесь, и даже сюда можно заглянуть. Совершенно искренне мы думали, что следующая поездка будет не скоро. Ан, нет! Уже через неделю поехали гулять по Кронштадту.

И снова здравствуйте!
И снова здравствуйте!

Кронштадт - это город-порт в Санкт-Петербурге, расположенный на острове Котлин в Финском заливе. На протяжении всей своей истории он служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России. Вся история города неразрывно связана с морем, моряками и кораблями. Любой путеводитель по Кронштадту в изобилии содержит морские достопримечательности: это якоря и корабельные орудия, памятники морякам и кораблям. До 2011 года в город можно было попасть только по воде, и хотя со строительством дамбы он формально утратил свой островной статус, но дух настоящего острова сохранил.

Знаменитая дамба -комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Знаменитая дамба -комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Якорная площадь.

Главная площадь Кронштадта, уникальное место в стране, на ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря - отсюда и название. Особенность площади в её необычной треугольной форме. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты, поэтому, чтобы похвастаться, покажу фото из интернета.

Потрясающе, правда?
Потрясающе, правда?

Морской Никольский собор.

Храм расположен на Якорной площади, в самом центре города. Он поражает своим масштабом: на фоне остальных городских построек 70-метровый собор кажется гигантским. Строительство храма заняло 10 лет с 1903 по 1913 год. Изначально он был задуман как памятник флотским чинам, погибшим при исполнении служебного долга: у входа расположены плиты с именами погибших моряков, а на полу выложена мозаика с рыбами и кораблями. Морской собор построен в византийском стиле по проекту архитектора В.А. Косякова, и его богатое внутреннее убранство также напоминает храмы Византии: внушительное и роскошное. С 1929 года храм был закрыт, а в его помещении в разное время работал кинотеатр, клуб, концертный зал и филиал Военно-морского музея. В начале 21 века началась масштабная реставрация храма, которая продолжалась вплоть до 2013 года. Сейчас храм открыт для всех желающих, вход в него бесплатный, внутри можно фотографировать, есть экскурсия, на которой можно подняться на второй ярус собора.

Памятник адмиралу Макарову.

Адмирал Степан Осипович Макаров – русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, выдающийся кораблестроитель и полярный исследователь. В честь него в день открытия Морского собора установили этот памятник, перед ним молодые моряки принимают присягу. Автор проекта - скульптор Л.В. Шервуд. Памятник имеет очень интересную историю. Гранитная скала, на которой установлена фигура вице-адмирала, изначально предназначалась для памятника Павлу I, но баржа, на которой её транспортировали из Выборга в Санкт-Петербург, затонула в Выборгском заливе. 160-тонную скалу, пролежавшую на дне более ста лет, извлекли из воды и освятили в 1911 году по приказу Николая II. При транспортировке верхняя часть глыбы откололась. В июне 1913 года скалу установили в Петровском парке, недалеко от зимней пристани. Для установки пьедестала была подготовлена база, облицованная мрамором. А якорные цепи и якоря, составляющие ограду памятника, были отпущены со складов Кронштадтского военного порта.

24 июля 1913 года памятник был открыт в присутствии Николая II.

Кронштадтское Доковое Адмиралтейство.

Устроить Адмиралтейство в Кронштадте повелела Екатерина II - после того как в петербургском Адмиралтействе в мае 1783 года случился сильный пожар. Местом для строительства кораблей в Кронштадте избрали территорию, примыкавшую к Петровскому доку. «Генеральный план для строения Адмиралтейства в Кронштадте» был составлен спустя два года адмиралом Самуилом Грейгом. Со временем здесь появились мастерские, канатно-прядильный завод со смольней и пеньковым сараем, склады, продовольственные магазины, кузницы, парусные мастерские... Создавали этот комплекс лучшие архитекторы России.

До недавнего времени территория Докового адмиралтейства была закрытым режимным объектом. Теперь часть его территории перешла в ведение парка «Патриот» и здесь открылся историко-культурный комплекс морской славы России. Я расскажу немного о самых интересных достопримечательностях.

Аллея Адмиралов российского флота.

Аллея адмиралов - это уютный сквер, в котором установлены бюсты выдающихся российских флотоводцев. Подарок городу-порту сделали в честь празднования Дня ВМФ 28 июля 2019 года. Ансамбль Аллеи Адмиралов образуют 25 бюстов выдающихся российских флотоводцев и военачальников, государственных деятелей и ученых, связанных с историей Военно-Морского Флота. «Это самые великие военачальники, которые стояли и у истоков зарождения российского флота, и у истоков военно-морской науки, военно-морского оружия. Адмиралы, одержавшие самые великие победы в военно-морских  сражениях», - отметил директор Фонда "Кронштадтский Морской Собор" Андрей Кононов.

А ещё специалисты восстановили здесь исторический яблоневый сад с 200 деревьями, привели в порядок водоем и построили смотровую площадку.

Часовня Во имя святых апостолов Петра и Павла.

Часовня Во имя святых апостолов Петра и Павла сооружена в память 200-летия победы под Полтавой, на пожертвования, главным образом, мастеровых и служащих Кронштадтского Докового Адмиралтейства. Авторы проекта - офицеры Корпуса Корабельных инженеров М. В. Шебалин и Г. Н. Сиденснер, часовня строилась под их непосредственным наблюдением. Заложена 29 июня 1909 г. в день празднования 200-летия Полтавской победы. Закончена в феврале 1910 года, освящение состоялось в марте того же года.

«Потешная флотилия».

Это часть масштабного проекта «Наследие Петра Великого – достояние Российского флота», который реализуется международным благотворительным фондом «Кронштадтский Морской собор» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. В небольшом водоёме адмиралтейства создан макет Кронштадтской гавани в миниатюре. Интернет обещал ещё исторические миниатюры военных кораблей, но мы их почему-то не увидели. Поэтому я просто сфотографировалась с якорем.

Площадь якорей.

Одна из девяти тематических зон в адмиралтействе, посвященных истории флота. Центральная композиция – площадь якорей, здесь представлена самая большая в России выставка якорей, свыше 70 экземпляров. Самый большой якорь весит почти 15 тонн. На выставке также можно увидеть швартовые кнехты, глубинные бомбы, якорные цепи, такелажное оборудование, донные якоря и рейдовые бочки, макеты кораблей и многое другое.

Обводный канал в Кронштадте.

Изначально создавался для нужд переводимого в Кронштадт Адмиралтейства, поэтому получил название Адмиралтейский. Однако после, по примеру Санкт-Петербургского Обводного канала, получил современное название. Когда-то все мосты через Обводный канал были отводными, но с появлением автомобильного транспорта они были заменены обычными.

Фото автора.
Фото автора.

Екатерининский парк.

Памятник архитектуры и истории 19 века, объект культурного наследия федерального значения. Расположен в историческом центре Кронштадта, вдоль Советской улицы и Обводного канала. Название связано со старым наименованием Советской улицы - Большая Екатерининская. Парк был разбит в 1839-1843 гг. по приказу мореплавателя Ф.Ф Беллинсгаузена, который был в тот период главным командиром порта Кронштадта. В 1861 году была сооружена чугунная решётка, оградившая парк, а в 1887 году она была заменена на новую, сохранившуюся до настоящего времени. В 1886 году парк был продлён за Екатерининский мост. До 1893 года бульвар зимой был закрыт, но впоследствии аллеи начали расчищать, и он стал доступен для посетителей в любое время. В народе Екатерининский парк нередко называли «собачьим» из-за того, что в нём любили выгуливать собак, хотя это и запрещалось властями.

Кронштадтский футшток и здание Мареографа.

Особое место среди кронштадтских памятников занимает знаменитый футшток. Наблюдения за колебаниями Балтийского моря начались уже в 1703 году, а с 1707 г. в Кронштадте действует футшточная служба, а это, на минуточку, 315 лет! В 1840 г. по предложению гидрографа М. Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста через Обводный канал была нанесена черта, соответствующая среднему уровню Финского залива по наблюдениям 1825-1839 гг. Вот с этой чертой и совмещен ноль Кронштадтского футштока, от которого исчисляются абсолютные высоты поверхности Земли, глубины морей на навигационных и топографических картах, а также космические высоты. С 1913 года футшток представляет собой массивную чугунную линейку с фарфоровыми делениями.

С 1898 г. работает автоматический самопишущий прибор - мареограф, фиксирующий изменения уровня воды. Сначала он располагался в деревянной будке, затем в специальном павильоне. Этот павильон представляет собой маленькую башенку в стиле петровской архитектуры, он поставлен над колодцем глубиной 7 м, который сообщается с Финским заливом. В колодце на поверхности воды лежит специальный поплавок, соединенный с самопишущим прибором. Мареограф непрерывно рисует кривую уровня Балтийского моря, средняя величина уровня приведена к нулю Кронштадтского футштока.

-14

Вот такая у нас получилась экскурсия по замечательному городу морской славы! В следующий наш приезд сюда мы займёмся исключительно фортами, которых вокруг Кронштадта целых 20 штук. Но это будет ещё не скоро, а я вам лучше расскажу про нашу поездку в знаменитый ресторан "Лазурный" в Твери, любимое место Михаила Круга, и это уже совсем другая история, так что никуда не уходите с нашего канала, у нас много интересного впереди!