Да простят меня католики, но, прочитав оригинал текста, озвученного Папой Римским в самолете на пути домой из Бахрейна, где он побывал с апостольским визитом, не смогла заставить себя умилиться и вынести в заголовок подобное тому, что увидела вчера и сегодня в прессе.
Потому что, одинаково подивившись, как выглядят отдельные цитаты в наших и украинских СМИ, зашла на сайт Ватикана посмотреть что ЭТО было.
Сначала сдуру переводила их английскую подачу, потом нашла и готовый вариант на русском языке.
Но сотрудники Папы Римского не дали нам полный перевод импровизированной пресс-конференции на борту, иначе читатели могли бы увидеть, что русско-украинский вопрос не являлся центральной темой беседы. Напротив, я бы сказала, то был самый незначительный, по крайней мере, по количеству знаков, кусок.
Но зайду издалека.
Почему Франциск полетел в Бахрейн? Кстати, много ли вы знаете об этой маленькой стране? Я в свое время для себя ее открыла (увы, виртуально) как премьеру песни. Найдете время и желание, прочтите - БАХРЕЙН.
Дерну оттуда пару цитат: "Шумеры мечтали быть погребенными здесь, чтобы вкушать загробное блаженство. Надеюсь, вас не отпугнет слово "шумеры", а привлечет тот факт, что Бахрейн соединяет с Саудовской Аравией мост всего в 25 километров, богатые арабы стремятся то и дело заскочить сюда развлечься, а из Бахрейна к ним спешат на экскурсию те, что и мечтать не смели когда-нибудь попасть в одну из самых закрытых стран мира".
В комментариях мне еще тогда напомнили: "Военно-морская поддержка Бахрейна (или АНБ Бахрейна) - база ВМС США, расположенная в Королевстве Бахрейн и являющаяся домом для Центрального командования Военно-морских сил США и Пятого флота США".
Несколько фото визита из местных источников.
В Бахрейне Франциск встречался не только с представителями местного духовенства. Цитата самого Папы: "Присутствие Патриарха Варфоломея - он является авторитетом в экуменическом движении - также пошло на пользу".
Так патриарх Константинопольский тоже подъехал в Бахрейн! Надо ли упоминать роль этого авторитета в фактическом расколе православной церкви. Его Томос о "даровании автокефалии" так называемой Святейшей Церкви Украины, надеюсь, помните.
Чтобы не было никаких иллюзий, я просто сделала скрин из "Новостей Ватикана". Вы сможете почувствовать разницу, если прочли про любовь Папа Римского к нашим народам лишь избранные цитаты в вольном переводе.
Чью именно и какую жестокость имеет в виду Святейший Отец? Ту, о которой итальянцам поведала Денисова? Недаром он несколько раз во время визита назвал Украину "мученицей", что даже упомянул в своем вопросе о нашем конфликте итальянский журналист. Собственно он с этого и начал.
В таком случае, да простят меня снова католики, Папа Римский принял участие в нашем расчеловечивании.
Еще и о "приключениях" солдат сказал.
А о мучениках, погибших страшной смертью в украинском плену, почему-то не ни слова. Многое странным образом прошло мимо его зрения.
Зато очень долго он рассуждал о правах женщин в ответ на вопрос про Иран. И одно выражение после рассказа о том, откуда пошла страсть к ювелирным украшениям, меня поразило: "...женщины - это дар. Бог не создал человека, а потом дал ему маленькую собачку для забавы. Он этого не сделал. Он создал их равными, мужчину и женщину". Да-да, так говорит английский перевод: "then give him a little dog for fun". А сам Папа родом из Аргентины, в связи с чем вспомнил "мачизм", существующий на его Родине. Осудил его и сказал, как поправил дело в своем мини-государстве:
- Каждый раз, когда женщина приходит выполнять какую-то работу в Ватикане, дела идут лучше. Например, вице-губернатор Ватикана - женщина, вице-губернатор - женщина, и все изменилось к лучшему. В Совете по экономике было шесть кардиналов и шесть мирян, все мужчины. Я изменил состав мирян: ввел одного мужчину и пять женщин. И это революция, потому что женщины знают, как найти правильный путь, они знают, как двигаться вперед. А теперь я назначил Марианну Маццуккато в Папскую академию жизни (the Pontifical Academy for Life). . Она - великий экономист из Соединенных Штатов, я поместил ее туда, чтобы придать этому (заведению) немного больше человечности.
Великих экономистов из США так и тянет придать человечности не самому тонкому кошельку Европы.
А, знаете, на что, по моему подсчету, ушло больше всего времени и слов во время разговора на борту?
Я дам вам свой, может, не очень совершенный перевод. Но сделан он с рабочей стенограммы пресс-конференции на борту самолета, а слова в квадратных скобках, видимо, принадлежат сотрудникам администрации Папы, которые точно знают, чего тот не договорил.
Вопрос имеет прямое отношение к слову "жестокость", поэтому мне хотелось, чтоб вы прочли это до конца.
Французский журналист Хьюз Лефевр спросил:
- Святой отец, сегодня утром в своем обращении к духовенству Бахрейна вы говорили о важности христианской радости. Но в последние дни многие французские верующие утратили эту радость, когда узнали в прессе, что Церковь держала в секрете вынесенный в 2021 году приговор епископу, ныне ушедшему на пенсию, который совершил сексуальное насилие в 1990-х годах, когда был священником. Когда эта история появилась в прессе, появились пять новых жертв. Сегодня многие католики хотят знать, должна ли культура секретности канонического правосудия измениться и стать прозрачной, (и я) хотел бы знать, считаете ли вы, что канонические наказания должны быть обнародованы. Благодарю вас.
Папа Франциск: Спасибо вам за вопрос. Я хотел бы начать [с] ... Немного истории по этому поводу. Проблема жестокого обращения существовала всегда, не только в Церкви, но и повсюду. Вы знаете, что 42-46% случаев сексуального насилия происходят в семье или в обществе. Это очень серьезно, но привычка скрывать всегда была привычкой; в семье даже сегодня все скрывается, и даже в обществе все скрывается. По крайней мере, в большинстве случаев. Уродливая привычка, которая начала меняться в Церкви, когда всплыл скандал в Бостоне во времена кардинала Лоу, который из-за скандала подал в отставку; это был первый случай, когда [случай жестокого обращения] стал скандалом.
С тех пор Церковь осознала это и начала работать, в то время как в обществе и других институтах это обычно скрывается. Когда была встреча президентов конференций епископов [по этому вопросу], я попросил ЮНИСЕФ, ООН, предоставить статистику по этому [явлению], данные в процентах - в семьях, в общинах, в школах, в спорте.
Некоторые говорят, что нас меньшинство, но [я говорю] даже если бы это был единичный случай, это все равно было бы трагедией, потому что у вас, как у священника, призвание помогать людям расти, а ведя себя подобным образом, вы их уничтожаете. Для священника жестокое обращение - как бы противоречит его священнической природе и его социальной природе. Вот почему это трагично и почему мы не должны останавливаться, мы не должны останавливаться... В этом пробуждении, проведении расследований и продвижении вперед с обвинениями не всё всегда [и везде] было одинаковым, некоторые вещи были скрыты. До скандала в Бостоне люди были заменены [то есть священники были перемещены], теперь все прозрачно, и мы продвигаемся в этом направлении, поэтому мы не должны удивляться, что подобные случаи всплывают. Теперь на ум приходит случай с другим епископом, есть случаи, которые вы знаете...? И [сейчас] нелегко сказать: "Мы не знали" или "Такова была культура того времени, и она продолжает оставаться культурой, которую нужно скрывать". Я скажу вам вот что: Церковь непоколебима в этом, и здесь я хочу публично поблагодарить героизм кардинала О'Мэлли, хорошего монаха-капуцина, который почувствовал необходимость институционализировать это с Комиссией по защите несовершеннолетних, которую он возглавляет. И это идет всем нам на пользу и придает нам мужества. Мы работаем изо всех сил, но знаем, что в Церкви есть люди, которые все еще не видят ясно, которые не разделяют... Это процесс, который мы предпринимаем, и мы выполняем его с мужеством, а мужество есть не у всех; иногда возникает искушение пойти на компромисс, и все мы также являемся рабами своих грехов, но воля Церкви состоит в том, чтобы все прояснить.
Например, в последние месяцы я получил две жалобы на случаи жестокого обращения, которые были скрыты и не получили должной оценки со стороны Церкви: Я сразу же попросил провести новое расследование [этих двух случаев], и теперь выносится новое решение; есть и такое - пересмотр старых решений, которые не были сделаны хорошо [не были проведены должным образом].
Мы делаем то, что можем, мы все грешны, понимаете?
Первое, что мы должны почувствовать, - это стыд, глубокий стыд за все это. Я верю, что стыд - это благодать. Мы можем бороться со всем злом в мире, но без стыда.... [это бесполезно].
Вот почему я был поражен тем, что св. Игнатий, в Духовных упражнениях, когда он заставляет вас просить прощения за все совершенные вами грехи, заставляет вас пройти весь путь до стыда, и если у вас нет благодати стыда, вы не можете идти дальше. Одно из оскорблений, которые мы слышим на моей земле, это -"Вы бесстыдны". И я верю, что Церковь не может быть "бесстыдной". Должно быть стыдно за плохие поступки, а также [говорить] спасибо Богу за то хорошее, что он делает. Вот что я могу вам сказать: [у нас есть] вся добрая воля, чтобы продолжать, в том числе благодаря вашей помощи.
****
Надеюсь, вы позволите мне не комментировать славословие Франциска, в миру Хорхе Марио Бергольо . А подумаете над его монологами сами.
И, полагаю, что не зря обратила ваше внимание на последний.