Но вернёмся от примеров к теории. Иными словами, развитый в ментальном и психологическом отношении человек осознаёт все три уровня своего целеполагания: и желания, и выгоды (интересы), и ценности (принципы), и способен на всех трёх уровнях действовать.
Это, повторяю, проблематика человеческого целеполагания и поведения.
А вот проблема состоит в том, что современное общество раздувает, стимулирует и развивает в человеке исключительно первый уровень целеполагания, то есть его желания. Таким образом и воспитывается "квалифицированный потребитель", воспетый бывшим министром РФ Фурсенко…
Иными словами, из обычной скотины (снова простите) воспитывается скотина квалифицированная, способная отчётливо и со знанием психологии разобраться, в каком именно месте у неё чешется, и что ей нужно сделать, чтобы чесаться перестало.
В отличие от обычного потребителя, желающего колбасы, которому можно просто дать бутер с колбасой, квалифицированный потребитель должен пойти в магазин и самостоятельно выбрать там из пятнадцати сортов. Знаете, кстати, откуда этот мем: «пятнадцать сортов колбасы»?.. Из позднего Союза ССР. Бывшему советскому человеку в течение всех 80-х годов ХХ века настоятельно рисовали именно эту картинку: возможность самостоятельного выбора из пятнадцати сортов колбасы как высшая ценность, к которой ему имеет смысл стремиться…
Ну и, таки, нарисовали.
Но снова от примеров к теории. Теперь — о втором уровне целеполагания.
Он, как мы уже выяснили, состоит в умении сдерживать свои импульсы и желания в угоду собственным же выгодам и интересам. Помимо этой очевидности, воспитав в себе второй уровень целеполагания, человек оказывается способен стать квалифицированным "потребителем потребителей": то есть он обретает способность использовать чужие желания в своих интересах (выгодах).
Понимаете, да?.. Не только отдавать себе отчёт в своих собственных желаниях (импульсах) и уметь их сдерживать для реализации своих выгод (интересов), но и осознавать чужие желания — и уметь ими управлять, этими чужими желаниями: опять же, в своих интересах…
Современное общество в этом ключе воспитывает только т.н. «элиту» (как она сама себя называет), или эстеблишмент, верхушку: в частности, вся система английского частного образования, включая университетскую Лигу плюща и подведомственные её школы, построена как институт по воспитанию рабовладельцев, "белых людей", которые обладают способностью к эксплуатации дикарей и рабов…
И главные жизненные устремления человека в современном обществе обусловлены именно этой целью: перейти с уровня раба на уровень рабовладельца. Иными словами, перейти с уровня квалифицированной скотины на уровень квалифицированного погонщика скота. Или торговца скотом. Или торговца мясом: кому что удобнее…
И наконец, третий уровень целеполагания, как было сказано, — это ценности и принципы. Ценности и принципы — это то, что способно сдержать и отменить не только желания человека, но и его выгоды.
Помните баянный анекдот?.. Там отец объясняет крошке-сыну разницу между «теоретически» и «практически», но делает сие весьма своеобразно: он вопрошает жену и взрослую дочь, за какую сумму обе они готовы пойти на панель.
Пока папа предлагает суммы в размере ста, тысячи, и даже десяти тысяч долларов, в ответ на его седую голову обрушиваются только женские крики, проклятия и обвинения в старческом маразме.
Однако, когда отец говорит «..А за миллион долларов пошли бы?» («Миллион! Понимаете?.. Целый миллион!»: вспоминаем Ильфа и Петрова), в ответ воцаряется неловкое молчание и смущённое переглядывание любимых женщин…
И вот тут, цитирую анекдот, папа и поясняет сыну: «Вот, теоретически мы с тобою долларовые миллионеры, а практически — с двумя бля…ми под одной крышей живём…»
То есть в данном случае выгода очевидна: но нет никакого принципа, который мог бы эту выгоду преодолеть, отменить…
И человек, не освоивший третий уровень целеполагания, то есть не выработавший в себе принципы и ценности, превращается в то, что называется «человек суммы».
То есть он, теоретически, может сделать всё. Вообще всё, что угодно. Вопрос лишь в том, за какую сумму… Верно определив порог его желаемой выгоды, вы можете такого человека замотивировать хоть на поджог храма Артемиды, хоть на снос башен-близнецов, хоть на занятие проституцией, хоть на развязывание любой войны…
Именно в связи с этим обстоятельством третий уровень целеполагания человека, то есть принципы и ценности, в современном обществе находятся под тотальным негласным запретом.
Более того, в странах, которые с точки зрения рабовладельцев являются странами рабов, в обществах с колониальным статусом, идеология может даже прямо находиться под правовым запретом (скажем, под конституционным запретом, как в современной РФ): ибо рабам и дикарям принципы и ценности не нужны, им достаточно желаний…
И рабовладельцам, кстати, принципы и ценности тоже не нужны. Им достаточно выгод. Для погонщиков скота ценности и принципы, то есть порождения идеологии, — это такой же обременительный груз, как и для самого скота.
Иными словами, в рабовладельческом обществе рабы (они же квалифицированные потребители) живут желаниями, а рабовладельцы (они же потребители потребителей) — выгодами.
А ценностями и принципами в таком обществе не живут. В нём вообще идеология запрещена: желательно, на конституционном уровне. Её, эту идеологию, не потрогаешь же, не потискаешь, в рот не положишь, в отличие от сковороды жареной картошки, пятнадцати сортов колбасы, или миллиона долларов.
То есть ну его, это подобие Божие.
Достаточно образа. Который, впрочем, в таком обществе тоже со временем начинает пересматриваться в сторону расширения количества возможных гендеров и прочих вывихов трансгуманизма…
Собственно, поэтому современный человек, в отличие от жившего несколько тысяч лет назад, в большинстве своём вообще не имеет никакого представления о том, что его собственный ум способен выходить за пределы личного эгоизма. То есть представление о «вигьянамайе» и «анандамайе» в нём имеют только продвинутые буддисты или йоги, упёртые коммунисты, или христиане, черпающие своё представление об учении Христа напрямую из его жизнеописания, а не из откровений современной христианской церкви… А уж практически действовать на этих уровнях целеполагания — преодолевая не только собственные скотские желания, но и собственные выгоды — вообще оказываются способны лишь десятки или сотни…
Что же ответить милой девушке?
Милая девушка…
Чтобы сделать общество человечнее и добрее, в обществе следует масштабно воспитывать каждого человека на третьем уровне целеполагания, то есть формировать в нём принципы и ценности, развивать идеологию, обучать человека выходить за пределы личного эгоизма.
Объяснять ему, что его идея превращения из квалифицированной скотины в квалифицированного погонщика скота — в капиталиста, в инвестора, в бизнесмена, — это лишь временная, промежуточная ментальная ступень, необходимая для чего-то куда более важного и значимого. А именно — для осознания самого себя в качестве части целого.
Целого, куда большего, чем ты сам. И куда более значимого. И куда более ценного. Как там у Оксимирона? «Я так хотел принадлежать чему-то большему, чем я…»
Вот, даже рэпперы уже допёрли… А прочие как?
Ценности и принципы, как производная от человеческой идеологии — это исключительная человеческая прерогатива. У скота никаких принципов быть не может по определению, у погонщиков скота их не может быть по профессии: они, эти принципы, только выгоду мешают извлекать…
Но мы попробуем, правда, девушка?.. Построим такое общество?..
Правда, в современном мире сие выглядит фантастикой. Но, с учётом того, что такое общество традиционно существовало в течение многих тысяч лет, и даже в XX веке его удалось на семьдесят лет воссоздать в границах Союза ССР, совсем уж невозможным такое воспитание человека не представляется…