Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодняшний рассказ посвящен художнику, который тихо жил и так же тихо ушел, не успев раскрыть свой потенциал в полную силу. Его жизнь была полна боли, но он ни на минуту не переставал любить свое ремесло, радоваться простым вещам и мечтать.
Такие люди достойны того, чтобы о них помнили, согласны? Усаживайтесь поудобнее и знакомьтесь:
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в 1870 году в семье железнодорожного служащего с редким звучным именем. Проживало семейство в Саратове. Родители мальчика, Эльпидифор Борисович и Евдокия Гавриловна - бывшие крепостные, приписавшиеся к мещанам.
Есть две версии происхождения двойной фамилии художника. Первая - это дань уважения деду. Вторая такая: нередко Эльпидифор подписывал документы как "Мусатов, Борисов", подразумевая этим "Борисов сын". Эту привычку отца перенял и Виктор.
Виктор был пятым ребенком в семье, у него была старшая сестра Агриппина, остальные дети не выжили. А спустя 13 лет у Евдокии и Эльпидифора родилась дочь Елена. Поэтому с детства единственный сын четы был окружён любовью и вниманием.
Однако, когда Виктору было три года, с ним случилось несчастье: он серьезно травмировал позвоночник, упав со скамейки. Сначала этому случаю не придали значения, пока мальчик не стал вялым и плаксивым. Вдобавок ко всему, у него начал расти горб.
Прогрессивный врач, обладающий передовыми приемами ортопедии, смог остановить развитие болезни, но Виктор так и остался горбуном, всю жизнь страдая от хронических болей в позвоночнике.
Мальчик любил рисовать с натуры, был мечтателем с застенчивым характером, при этом улыбчивым и обаятельным.
Когда Виктору было одиннадцать, он поступил в Саратовское реальное училище, где его художественные способности заметили и стали развивать.
В эти годы Виктор много рисовал, изображая окружающий мир, и уже в 1886 году написал выдающуюся картину "Окно". Ему было шестнадцать:
Не имея склонностей к точным наукам, Виктор покинул реальное училище и 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (которое также покинул, не доучившись), а также в Петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Вскоре после переезда в Петербург стало очевидным, что местный климат совсем не подходит молодому человеку со слабым здоровьем, поэтому Виктору пришлось уехать в Москву и восстановиться в МУЖВиЗ, где он попал в ученики к Поленову.
Первая успешная картина "Майские цветы" Борисова-Мусатова была написана в стилистике, наметившейся в среде молодого поколения художников конца XIX века:
Великая княгиня Елизавета Федоровна отдала за нее в 1894 году 150 рублей - это были хорошие деньги, позволившие Виктору путешествовать весь следующий год. Он посетил Крым, Кавказ и Париж.
В Париже Мусатов прожил три года, занимаясь в мастерской Кормона. Он посещал Лувр, наслаждаясь полотнами классиков, и влюбился в работы Пьера Пюви де Шаванна, называя его лучшим художником современности.
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824-1898) – французский художник, один из наиболее значительных представителей символизма и крупнейший монументалист конца XIX века. Ученик и последователь Анри Шеффера, Тома Кутюра и Эжена Делакруа. Оригинально интерпретировал редкие сюжеты из истории, литературы и мифологии. Пюви де Шаванн оказал впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво
Особенно преклонялся он перед росписью Пьером Пюви ратуши и мечтал о том, что однажды сам повторит опыт уважаемого мастера. Виктор даже пытался устроиться к нему в ученики, но де Шаванн был уже стар и вскоре скончался.
Париж очень сильно повлиял на личность и почерк Борисова-Мусатова - именно в этот период он нашел свой авторский стиль. Именно тогда художник отказался от масла в пользу темперы. Исследователи считают, что это была попытка приблизить масляную живопись к монументальной фреске - темпера позволяла создать иллюзию фрески на холсте. Но болезнь внесла свои коррективы: Виктору сделали очередную операцию, и он был вынужден вернуться в Саратов для восстановления.
К сожалению, мечте о монументальной живописи не суждено было сбыться. У Виктора осталось слишком мало времени (конечно же, он об этом не знал), а единственная возможность, полученная им при жизни, была упущена.
В то время архитектор Федор Шехтель строил особняк Дерожинской - наследницы купца, владеющего несколькими текстильными предприятиями.
Шехтель планировал, что стены в гостиной особняка распишет Борисов-Мусатов, и художник с воодушевлением приступил к созданию эскизов фресок на тему времён года. Но эксцентричная Дерожинская, увидев их, ответила категорическим отказом.
Эскизы росписей по сей день хранятся в Третьяковской галерее, а во время реставрации в 2013 году стены и потолок гостиной оформили бумажными фотообоями с репродукциями рисунков Борисова-Мусатова, воссозданных по тем самым эскизам. С 1959 года здание занимает посольство Австралии, а в 1995 году особняку Дерожинской присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения.
Последние годы жизни Борисов-Мусатов провел в Саратовской провинции, периодически посещая имение Зубриловка.
В 1902 году было написано самое известное полотно художника - "Водоём". Вообще, этот год был одним из самых счастливых для Виктора - он много времени проводил с сестрой Еленой и будущей женой, Еленой Владимировной Александровой. Они часто позировали художнику, и именно их он изобразил в "Водоёме".
Вообще, Виктор всегда страдал от нехватки натурщиц - денег на оплату их услуг не было, а нанимать для этого проституток, как делали многие художники, он не мог, будучи стеснительным и принципиальным.
На его картинах запечатлены и женщины, к которым Борисов-Мусатов испытывал романтические чувства: Анна Воротынская, в которую он был безответно влюблен в юности, а также жена друга Федора Корнеева, Ольга.
"В жизни я буду, конечно, всегда только безнадежно влюбленным" - констатировал Виктор.
Кстати, первое предложение будущей жене, с которой они вместе учились в МУЖВиЗе, он сделал в 1895 году, но получил отказ.
Помимо сестры и будущей жены, иногда ему позировала Надежда - супруга литератора Владимира Станюкевича, хорошего друга художника.
Кроме страсти к рисованию Борисов-Мусатов был отличным фотографом. Он заинтересовался новым видом искусства чтобы запечатлеть нужные для рисования сюжеты.
Для этих целей Виктор купил "Кодак" и начал обучаться фоторемеслу.
Первые пробы происходили в Париже, где Виктор вел своего рода фотодневник. А по возвращении в Саратов он начал делать снимки, которые использовал во время работы над картинами.
Моделями были близкие художника: сестра и друзья.
Отточив мастерство фотографа, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для своих целей, но и стал снимать сложные постановочные кадры.
За свою недолгую жизнь он создал более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - отдельное произведение фотоискусства, заслуживающее внимания и позволяющее заглянуть за кулисы жизни талантливого мастера и его близких.
С 1903 года Виктор проживал в Подольске, а с 1905 года — в Тарусе.
Почему же Борисов-Мусатов жил в провинции? Все прозаично: денег на жизнь в столице не хватало, несмотря на то, что имя художника все чаще звучало в кругах ценителей искусства, а в 1904 году в Германии с большим успехом прошла его персональная выставка.
В этом же году жена подарила ему дочь Марианну, которая впоследствии тоже стала художницей.
Но насладиться новой ролью Виктор не успел.
В 1905м страшно бедствовавший художник провел счастливое спокойное лето с женой и дочерью на пустующей даче Цветаевых в Тарусе. Там же осенним утром 26 октября (8 ноября по новому стилю) он умер от сердечного приступа. Ему было всего 35 лет.
Последним полотном Борисова-Мусатова стал "Реквием", посвященный памяти Надежды Станюкович, недавно умершей близкой подруги художника. Эта картина является свидетельством эволюции стиля Борисова-Мусатова в сторону неоклассицизма.
Имя Борисова-Мусатова не было забыто во многом благодаря его преданной младшей сестре: Елена посвятила памяти брата большую часть своей жизни и написала мемуары, хранящиеся в Третьяковской галерее.
Вот такая история, пронизанная светлой грустью. Буду рада, если поделитесь своими мыслями по поводу творчества Виктора Эльпидифоровича в комментариях.