Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Свадебные традиции в XIX веке. Мальчишники, девичники, свадебные путешествия

Оглавление

От бала невест и сватовства до девичника в бане и путешествия по Европе — в нашем новом материале мы рассказываем о свадебных традициях у дворян и купцов в XIX веке. Узнайте, сколько лет прошло от помолвки Александра Пушкина с Натальей Гончаровой до их свадьбы, когда родительское благословение перестало быть обязательным и почему у Софьи Толстой не было приданого.

С благословения батюшки и матушки

МАРК ШАГАЛ. ОБРУЧЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ (ФРАГМЕНТ). 1913. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАРКА ШАГАЛА, НИЦЦА, ФРАНЦИЯ
МАРК ШАГАЛ. ОБРУЧЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ (ФРАГМЕНТ). 1913. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАРКА ШАГАЛА, НИЦЦА, ФРАНЦИЯ

Формально согласие родителей не требовалось уже в XVIII веке — еще Петр I издал указ, по которому никто не мог принуждать к браку. Но в реальности родительский авторитет был очень силен: молодожены стремились получить благословение родителей на брак. В больших семьях были свои правила. Если в семье было несколько дочерей, то необходимо было соблюдать порядок: этика не позволяла младшей сестре выходить замуж раньше старшей. Так, Лев Толстой, выбирая себе невесту, сначала ухаживал за старшей дочерью московского медика Андрея Берса Елизаветой. Но в итоге пошел против правил морали и этики и женился на младшей Софье. За это отец лишил Софью приданого.

МАРК ШАГАЛ. СВАДЕБНЫЕ СВЕЧИ (ФРАГМЕНТ). 1945. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
МАРК ШАГАЛ. СВАДЕБНЫЕ СВЕЧИ (ФРАГМЕНТ). 1945. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Но уже во второй половине XIX века все чаще традицию, по которой родители решали судьбы молодых, всерьез не воспринимали. Героиня романа «Анна Каренина» княгиня Щербацкая была уверена: «В наше время уж пора оставить эту старину. Ведь молодым людям в брак вступать, а не родителям; стало быть, и надо оставить молодых людей устраиваться, как они знают».

Мальчишники и бани

АЛЕКСЕЙ КОРЗУХИН. ДЕВИЧНИК (ФРАГМЕНТ). 1889. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
АЛЕКСЕЙ КОРЗУХИН. ДЕВИЧНИК (ФРАГМЕНТ). 1889. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Свои традиции были и у приготовлений к свадьбе. Женихи проводили мальчишники. Пушкин перед свадьбой устроил ужин для своих друзей и организовал поход к цыганам, где они пели песни под гитару и размышляли о будущем.

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ. НАКАНУНЕ ДЕВИЧНИКА. ПРОВОДЫ НЕВЕСТЫ ИЗ БАНИ (ФРАГМЕНТ). 1870. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «КИЕВСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ», КИЕВ, УКРАИНА
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ. НАКАНУНЕ ДЕВИЧНИКА. ПРОВОДЫ НЕВЕСТЫ ИЗ БАНИ (ФРАГМЕНТ). 1870. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «КИЕВСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ», КИЕВ, УКРАИНА

Девушки организовывали девичники. Коллекционер Петр Щукин вспоминал такую московскую примету: «В Москве была традиция хорошо вымыться в Сандуновских банях, да чтоб невесту в конце банной процедуры окатили чистой водой из серебряной шайки».

А писательница Мария Каменская в своих «Воспоминаниях» рассказывала про «форменный девичник»: невеста с подругами ходила в баню, «пели свадебные песни, и пили, и ели, и плясали, как сумасшедшие».

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. СВАТОВСТВО МАЙОРА (ФРАГМЕНТ). 1848. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. СВАТОВСТВО МАЙОРА (ФРАГМЕНТ). 1848. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Ко дню свадьбы молодым специально готовили торжественные наряды. К середине XIX века белое платье для невесты стало обязательным. В сборнике «Правила светской жизни и этикета» писали: «Платье невесты должно быть белое, у людей достаточных — из тяжелых модных шелковых материй; у менее достаточных — из кашемира, альпага или кисеи. Вуаль из тюля, и чем он длиннее, тем красивее». Для того чтобы новая семья жила в достатке, в туфли невесте клали золотые монеты — чтобы она в браке ходила по золоту. Женихам полагалось быть в «парадном костюме»: для светских лиц — это были черные фраки с белыми галстуком и перчатками, для военных — праздничная форма.

Утром — в церковь, вечером — в Европу

АЛЬФРЕД ВЕРУШ-КОВАЛЬСКИЙ. СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД. ДО 1915. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
АЛЬФРЕД ВЕРУШ-КОВАЛЬСКИЙ. СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД. ДО 1915. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Свадебный день был расписан по минутам: с утра — венчание в церкви, после него — праздничный обед.

Венчание в XIX веке, в отличие от нашего времени, было ритуалом, закрепляющим брак юридически. На венчании обязательно присутствовали свидетели (поручители), головы молодых покрывали церковными венцами, в конце обряда священник надевал кольца, которые предварительно, за несколько дней до свадьбы, приносил в церковь жених.

КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ПИР В XVII ВЕКЕ (ФРАГМЕНТ). 1883. МУЗЕЙ ХИЛЛВУД, ВАШИНГТОН, США
КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ПИР В XVII ВЕКЕ (ФРАГМЕНТ). 1883. МУЗЕЙ ХИЛЛВУД, ВАШИНГТОН, США

Свадебный банкет проводили дома. Жениха и невесту после венчания встречали с хлебом-солью. Сохранились воспоминания предпринимателя Николая Варенцова о свадьбе его сестры Ольги: «Новобрачные, прибывшие после венчания в церкви, были встречены хором певчих в красных с позументом камзолах, и вместо цветов перед каждым кувертом лежала роскошная белая атласная бонбоньерка с конфектами, с выгравированными золотом вензелями имен новобрачных, с датой дня их свадьбы».

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ. ПЕРЕД СВАДЬБОЙ. 1879. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ. ПЕРЕД СВАДЬБОЙ. 1879. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

В богатых семьях свадебное пиршество отличалось размахом: горячие и холодные закуски, фрукты, мороженое, шоколад, торты. На свадьбах играли оркестры и выступали артисты. Интересно, что пир на весь мир в честь свадьбы устраивали и менее зажиточные люди. К примеру, на женитьбе мещанина Николая Шилова подавали десять разных блюд, при этом, с гордостью отмечал жених, «все в чисто русском вкусе, без всяких супов и соусов». К финалу торжества приносили десерт: торт или сладкий пирог, который резали молодые и угощали гостей.

После пиршества молодые отправлялись в путешествие. На рубеже XIX–XX веков было особенно модно отправляться в свадебный тур в Италию и Францию, некоторые молодые пары ехали на вокзал сразу после банкета. Семьи, чьи финансовые возможности не позволяли совершить поездку в Европу, отправлялись за город. Так поступили, к примеру, герои «Анны Карениной» Левин и Кити, которые «после ужина в ту же ночь уехали в деревню».

Автор: Мария Соловьёва