Статья В. Пересторониной для журнала "Художник" 1|1984
Кировский живописец Инна Алексеевна Широкова принадлежит к поколению советских художников, творческий путь которых начался в период, отмеченный заметной активизацией процессов в советском искусстве.
В 1961 году после окончания Горьковского художественного училища она вернулась в свой родной город, где живет и работает по сей день. Тогда же, более двадцати лет назад, она сразу заявила о себе как о "картинщике": на областной выставке появился первый большой холст молодого автора "Перед экзаменами". С тех пор написано много жанровых полотен, портретов, натюрмортов, которые показывались на различных экспозициях. Широкова - признанный мастер в коллективе кировчан и среди художников зоны "Советский Север". Её произведения с успехом экспонируются и на более широких художественных смотрах, где оцениваются зрителями и критикой как яркое и самобытное явление российского искусства. Индивидуальность автора проявляется в своеобразной манере письма, яркой, насыщенной цветовой гамме, тематической направленности полотен, в которых видна любовь художника к человеку, своему современнику, к народной жизни. Глубоко национальное, жизнерадостное и оптимистичное искусство Широковой питается традициями народного творчества, в котором она находит для себя неиссякаемый источник вдохновения.
Как уже отмечалось, начало самостоятельной творческой работы Широковой совпало со временем, когда на арену художественной жизни вышло новое поколение живописцев, произведения которых несли полемическую заостренность. Инна Алексеевна вспоминает, что на неё, как и на многих выпускников училища, огромное впечатление произвела картина В. Попкова "Строители Братска". Они восприняли это полотно как одно из самых значительных явлений в живописи того периода. Молодежь привлекали творческое дерзание, искренность и смелость, с которой лидеры этого направления, позднее названного "Суровым стилем", заявляли о своих взглядах на искусство, на роль художника в обществе. Разделяя во многом эти взгляды, Широкова тем не менее не испытала на себе влияние "Сурового стиля". Её собственные искания шли в ином русле.
Зная и любя русское искусство, отдавая в нём предпочтение отдельным мастерам (особенно близки ей К. Петров-Водкин и Б. Кустодиев), Широкова в своём творчестве впрямую не опирается ни на одного из них. Сюжетные мотивы её работ, их образы и стилистика порождены её особой "укорененностью" на родной почве, микроклиматом среды, с ранних лет питавшим будущего художника.
Она родилась на земле, богатой талантами, в семье художников. Формирование её личности происходило среди людей, теснейшим образом связанных с изобразительным искусством, как профессиональным, так и народным. С детства она знакома с дымковский игрушкой и со многими мастерицами дружит до сих пор, в юности открыла для себя хохлому, с годами общение с рукотворным искусством русского народа переросло для неё в необходимость. В мастерской ему отведено почётное место. И не ради модного антуража, оформляющего интерьер. Северные прялки, городские доски, хохломские братины, дымковский игрушки для Широковой стали не только предметами эстетического любования, художница черпает в народном творчестве не внешние приёмы, заимствует не стилистику (хотя мода на народное искусство, буквально "захлестнувшая" общество, создает предпосылки и для подобного использования его достижений), оно помогает постичь характер образного мышления их создателей, в нём открывается огромный мир накопленного нравственного опыта, в конечном счете эти рукотворные изделия помогают понять душу народа. В процессе этого познавания формировалось её мировоззрение, изобразительно-выразительная система искусства, обретенная не "вдруг", не в результате "озарения".
Становление и совершенствование мастерства заняло у Широковой почти десятилетие. Она постепенно отходила от увлечения декоративизмом открытого цвета, от соблазна использовать необычные ракурсы, намеренно подчёркивать черты внешности и пришла к углублению и усложнению внутреннего строя образов. Но освобождая свой "язык" от наносного, внешнего, стремясь всякий раз найти средства, наиболее полно выражающие замысел, Широкова в содержательной части работ оказалась удивительно последовательной. Если мысленно выстроить ряд её основных произведений, они предстанут в большом разнообразии сюжетных мотивов: жизнь удивляет художницу то в момент приготовления школьников к выходу на сцену ("Перед выступлением"), то ярким зрелищем народного гулянья ("Проводы русской зимы") или оживленным шумом базара ("Базар"); это может быть короткая передышка юных балерин у рабочего станка ("Групповой портрет выпускниц Кировского культпросветучилища", или работа большого завода, где стеклодувы заняты своим нелегким трудом ("Стеклозавод"). Герой каждого из этих холстов - человек-творец. И для Широковой не столь важно, в какой области - материальной или духовной - идёт созидание. Художнице равно ценны и изделия, поколениями создаваемые крестьянскими руками, и современные формы стекла, возникающие на конце трубок стеклодувов, и танец балерины, и сам дух веселья, рождённый народом на коллективном празднике. Неиссякаемая творческая потенция, активное деятельное начало человека, творящего красоту, - по этому пути тянется нить преемственности от изделий народных мастеров к нашему времени, не оскудевшему талантами, в этом видит Широкова прочность духовных связей.
Продолжение статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 2