Перевод отрывка книги Сэма Вакнина «Narcissistic And Psychopathic Leaders» (2016)
Нарцисс естественным образом тяготеет к тем профессиям, которые гарантируют обильное и непрерывное снабжение нарциссическим ресурсом. Он стремится взаимодействовать с людьми с позиции авторитета, преимущества или превосходства. Таким образом, он вызывает у них автоматическое восхищение, лесть и одобрение – или, в противном случае, их страх и послушание.
Этим требованиям отвечают: преподавание, духовенство, шоу-бизнес, корпоративное управление, медицинские профессии, военные, правоохранительные органы, политика и спорт. Можно с уверенностью предсказать, что нарциссы будут чрезмерно представлены в этих профессиях.
Церебральный нарцисс, скорее всего, будет подчёркивать свою интеллектуальную мощь и достижения (реальные и воображаемые) в попытке добиться поддержки от охваченных благоговением студентов, преданных прихожан, восхищенных избирателей, подобострастных подчиненных или зависимых пациентов. Его соматический двойник черпает чувство собственного достоинства из бодибилдинга, спортивных достижений, тестов на устойчивость или выносливость и сексуальных завоеваний.
Нарциссический врач или специалист в области психического здоровья и его пациенты, нарциссический гид, учитель или наставник и его ученики, нарциссический лидер, гуру, мудрец или экстрасенс и его последователи или поклонники, а также нарциссический бизнес-магнат, босс или работодатель и его подчиненные – все это примеры патологического нарциссического пространства.
Это тревожное положение дел. Нарциссы - лжецы. Они искажают свои полномочия, знания, таланты, навыки и достижения. Нарциссический врач скорее позволит пациентам умереть, чем разоблачит свое невежество. Нарциссический терапевт часто травмирует своих клиентов своими выходками, яростью, эксплуататорством и отсутствием сочувствия. Самовлюбленные бизнесмены разоряют свои фирмы и сотрудников.
Более того, даже когда все "хорошо", отношения нарцисса со своими подхалимами являются оскорбительными. Он воспринимает других как объекты, простые инструменты удовлетворения, необязательные и взаимозаменяемые. Словно наркоман, нарцисс склонен добиваться все большей дозы обожания и все большего внимания, постепенно теряя то, что осталось от его моральных ограничений.
Когда его собеседники становятся утомленными, непокорными, уставшими, скучающими, испытывающими отвращение, отталкивающими или явно забавляются непрекращающейся зависимостью нарцисса и его детской жаждой внимания, его преувеличенными или даже параноидальными страхами, которые приводят к обсессивно-компульсивному поведению, и его вспышками гнева, он прибегает к эмоциональному вымогательству, прямому шантажу или злоупотреблению полномочиями, а также к преступному или антисоциальному поведению. Если они терпят неудачу, нарцисс обесценивает и отбрасывает тех самых людей, которых он так идеализировал и лелеял совсем недавно.
В отличие от своих "нормальных" коллег или ровесников, нарциссам, находящимся у власти, не хватает сочувствия и этических стандартов. Таким образом, они склонны аморально, цинично, бессердечно и последовательно злоупотреблять своим положением. Процесс их социализации, обычно являющийся результатом проблемных ранних отношений с основными объектами (родителями или лицами, осуществляющими уход), часто нарушается и приводит к социальной дисфункции.
Нарцисса также не останавливает возможное наказание, и он не считает себя подчиненным созданным людьми законам. Его чувство собственного достоинства в сочетании с убежденностью в собственном превосходстве приводят его к вере в свою непобедимость, неуязвимость, иммунитет и божественность. Нарцисс с презрением относится к человеческим указам, правилам и предписаниям, а также к человеческим наказаниям. Он рассматривает человеческие потребности и эмоции как слабости, которые можно хищнически использовать.