Найти тему

Зависимость от чужого мнения отравляет вам жизнь? Давайте разбираться, почему и что с этим делать

Оглавление

Помните славный детский стишок С. Маршака «Мельник, мальчик и осел»?

Вот он.

Мельник на ослике ехал верхом.
Мальчик за мельником плелся пешком.
— Глянь-ка, — толкует досужий народ,
Дедушка едет, а мальчик идет!
Где это видано? Где это слыхано?
Дедушка едет, а мальчик идет!
Дедушка быстро слезает с седла,
Внука сажает верхом на осла.
— Ишь ты! — Вдогонку кричит пешеход. —
Маленький едет, а старый идет!
Где это видано? Где это слыхано?
Маленький едет, а старый идет!
Мельник и мальчик садятся вдвоем —
Оба на ослике едут верхом.
— Фу ты! — Смеется другой пешеход. —
Деда и внука скотина везет!
Где это видано? Где это слыхано?
Деда и внука скотина везет!
Дедушка с внуком плетутся пешком,
Ослик на дедушке едет верхом.
— Тьфу ты! — Хохочет народ у ворот. —
Старый осел молодого везет!
Где это видано? Где это слыхано?
Старый осел молодого везет!
Одно из ранних изданий. Фото из интернета
Одно из ранних изданий. Фото из интернета

Почти сто лет прошло с тех пор, как советский поэт переложил на рифмы то ли немецкую, то ли восточную притчу, — солидный отрезок времени! Тем удивительнее, что сегодня текст не то что не потерял своей актуальности, а, наоборот, в той или иной степени бьет по «болячкам» каждого, кто живет в социуме.

То есть — вообще каждого.

И, в виду такой актуальности темы, сегодня я предлагаю вам упражнение, которое помогает разобраться в причинах и степени своей зависимости от общественного мнения. А при глубоком погружении и, конечно же, желании — сделать шаг в сторону здорового избавления от этой зависимости.

Практика

Приготовьте чистый лист, ручку и примерно 30 минут времени.

Работать мы будем с метафорическими ассоциативными картами (МАК) из колоды «Судьбоносные решения» — изображениями, которые помогают разобраться со своим внутренним состоянием и научиться одобрять себя без привязки к манипуляциям со стороны окружающих.

  • Разделите лист на три столбца. Первый назовите «Люди, чье мнение мне важно», второй — «Мои способы привлечения внимания», третий — «Мое состояние, когда меня не похвалили».
  • Ниже — три пары метафорических карт, которые отображают людей, чьего одобрения вы осознанно или бессознательно ждете, принимая те или иные решения. Пожалуйста, рассмотрите их и из каждой пары выберите по одной карте, которая вам откликается. Выбирайте, попутно отвечая себе на вопросы: «Кто это из моего окружения?», «Почему его мнение, его похвала мне нужна?», «Как карта показала мне это?». Выписывайте ответы последовательно, под цифрами 1, 2 и 3, в первом столбике. У вас получится три имени.
Пара 1. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
Пара 1. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
Пара 2. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
Пара 2. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
Пара 3. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
Пара 3. Люди, одобрения которых я жду. Фото мое
  • Перечитайте написанное. Узнали что-то новое для себя?
  • Переходим ко второму столбику. Ниже — еще три пары карт. Также последовательно выберите по одной, которая отвечает на вопросы: «Какие способы привлечения внимания со стороны этого (см. левее) человека я вспоминаю, когда смотрю на эти карты?», «Для чего и каким образом я жду одобрения и похвалы от него?», «Он одобряет такие мои способы привлечения внимания? Почему да, почему нет? Что я при этом испытываю и как действую далее?». Итого у вас получится три ответа напротив трех фамилий в первом столбике.
Пара 1. Способы, которыми я добиваюсь одобрения первого человека. Фото мое
Пара 1. Способы, которыми я добиваюсь одобрения первого человека. Фото мое
Пара 2. Способы, которыми я добиваюсь одобрения второго человека. Фото мое
Пара 2. Способы, которыми я добиваюсь одобрения второго человека. Фото мое
Пара 3. Способы, которыми я добиваюсь одобрения третьего человека. Фото мое
Пара 3. Способы, которыми я добиваюсь одобрения третьего человека. Фото мое
  • Какие ощущения испытали, заполняя средний столбик? Было ли желание переставить карты к другим именам? Почему да? Почему нет? Поразмышляйте, если понимаете, что это нужно, прежде чем переходить к заключительной части практики.
  • А потом представьте, что, как бы вы ни старались, а... ожидаемого внимания и похвалы от первого (второго, третьего) человека не получили. И по уже знакомому алгоритму трижды выберите по карте из предложенных пар. Каждая в этом случае должна характеризовать состояние, которое вы чувствуете, оставшись без одобрения. Можете охарактеризовать это состояние как одним словом, так и развернуто. Если случится так, что ваши ощущения глубже подсветят обе карты сразу, хорошо, оставляйте обе.
Пара 1. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от первого человека. Фото мое
Пара 1. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от первого человека. Фото мое
Пара 2. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от второго человека. Фото мое
Пара 2. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от второго человека. Фото мое
Пара 3. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от третьего человека. Фото мое
Пара 3. Ваше состояние, когда вы не получили одобрения от третьего человека. Фото мое
  • Наша практика окончена.

Что дальше?

Я намеренно не рассуждала о морали стихотворения о мельнике, мальчике и осле — она вроде бы на ладони, но для каждого, как ни крути, всегда будет немного своя. Точно так же у каждого из вас будут свои выводы после выполнения предложенного упражнения.

Одна лишь небольшая подсказка: данная практика позволяет нам переоценить настоящее значение чужого мнения. Перечитав записи, пересмотрев метафоричные иллюстрации, вы наверняка задумаетесь о том, что же для вас первично — чье-то одобрение или все же... Продолжите сами :) И думайте, что же делать дальше! Остаться там, где есть, или попробовать некий новый сценарий.

А в заключение интересный факт.

Правда это или легенда, я не знаю. Но есть мнение, что изначально стих Маршака заканчивался вот такими словами, которое в дальнейшем убрали редакторы:

Как поживаешь, мой маленький друг?
Слушай поменьше, что мелют вокруг,
Чтобы не вздумал прохожий любой
Скверную шутку сыграть над тобой.

Мне нравится это лаконичное, но такое многослойное напутствие.

А вам? :)

Кстати, еще один вопрос знатокам детской литературы: кто из знаменитых писателей однажды переписал стихотворение «Мельник, мальчик и осел» и положил его в основу рассказа о двух приятелях-мальчишках?

Жду ответы в комментах и желаю позитивного результата от выполнения практики!