Помните славный детский стишок С. Маршака «Мельник, мальчик и осел»?
Вот он.
Мельник на ослике ехал верхом.
Мальчик за мельником плелся пешком.
— Глянь-ка, — толкует досужий народ,
Дедушка едет, а мальчик идет!
Где это видано? Где это слыхано?
Дедушка едет, а мальчик идет!
Дедушка быстро слезает с седла,
Внука сажает верхом на осла.
— Ишь ты! — Вдогонку кричит пешеход. —
Маленький едет, а старый идет!
Где это видано? Где это слыхано?
Маленький едет, а старый идет!
Мельник и мальчик садятся вдвоем —
Оба на ослике едут верхом.
— Фу ты! — Смеется другой пешеход. —
Деда и внука скотина везет!
Где это видано? Где это слыхано?
Деда и внука скотина везет!
Дедушка с внуком плетутся пешком,
Ослик на дедушке едет верхом.
— Тьфу ты! — Хохочет народ у ворот. —
Старый осел молодого везет!
Где это видано? Где это слыхано?
Старый осел молодого везет!
Почти сто лет прошло с тех пор, как советский поэт переложил на рифмы то ли немецкую, то ли восточную притчу, — солидный отрезок времени! Тем удивительнее, что сегодня текст не то что не потерял своей актуальности, а, наоборот, в той или иной степени бьет по «болячкам» каждого, кто живет в социуме.
То есть — вообще каждого.
И, в виду такой актуальности темы, сегодня я предлагаю вам упражнение, которое помогает разобраться в причинах и степени своей зависимости от общественного мнения. А при глубоком погружении и, конечно же, желании — сделать шаг в сторону здорового избавления от этой зависимости.
Практика
Приготовьте чистый лист, ручку и примерно 30 минут времени.
Работать мы будем с метафорическими ассоциативными картами (МАК) из колоды «Судьбоносные решения» — изображениями, которые помогают разобраться со своим внутренним состоянием и научиться одобрять себя без привязки к манипуляциям со стороны окружающих.
- Разделите лист на три столбца. Первый назовите «Люди, чье мнение мне важно», второй — «Мои способы привлечения внимания», третий — «Мое состояние, когда меня не похвалили».
- Ниже — три пары метафорических карт, которые отображают людей, чьего одобрения вы осознанно или бессознательно ждете, принимая те или иные решения. Пожалуйста, рассмотрите их и из каждой пары выберите по одной карте, которая вам откликается. Выбирайте, попутно отвечая себе на вопросы: «Кто это из моего окружения?», «Почему его мнение, его похвала мне нужна?», «Как карта показала мне это?». Выписывайте ответы последовательно, под цифрами 1, 2 и 3, в первом столбике. У вас получится три имени.
- Перечитайте написанное. Узнали что-то новое для себя?
- Переходим ко второму столбику. Ниже — еще три пары карт. Также последовательно выберите по одной, которая отвечает на вопросы: «Какие способы привлечения внимания со стороны этого (см. левее) человека я вспоминаю, когда смотрю на эти карты?», «Для чего и каким образом я жду одобрения и похвалы от него?», «Он одобряет такие мои способы привлечения внимания? Почему да, почему нет? Что я при этом испытываю и как действую далее?». Итого у вас получится три ответа напротив трех фамилий в первом столбике.
- Какие ощущения испытали, заполняя средний столбик? Было ли желание переставить карты к другим именам? Почему да? Почему нет? Поразмышляйте, если понимаете, что это нужно, прежде чем переходить к заключительной части практики.
- А потом представьте, что, как бы вы ни старались, а... ожидаемого внимания и похвалы от первого (второго, третьего) человека не получили. И по уже знакомому алгоритму трижды выберите по карте из предложенных пар. Каждая в этом случае должна характеризовать состояние, которое вы чувствуете, оставшись без одобрения. Можете охарактеризовать это состояние как одним словом, так и развернуто. Если случится так, что ваши ощущения глубже подсветят обе карты сразу, хорошо, оставляйте обе.
- Наша практика окончена.
Что дальше?
Я намеренно не рассуждала о морали стихотворения о мельнике, мальчике и осле — она вроде бы на ладони, но для каждого, как ни крути, всегда будет немного своя. Точно так же у каждого из вас будут свои выводы после выполнения предложенного упражнения.
Одна лишь небольшая подсказка: данная практика позволяет нам переоценить настоящее значение чужого мнения. Перечитав записи, пересмотрев метафоричные иллюстрации, вы наверняка задумаетесь о том, что же для вас первично — чье-то одобрение или все же... Продолжите сами :) И думайте, что же делать дальше! Остаться там, где есть, или попробовать некий новый сценарий.
А в заключение интересный факт.
Правда это или легенда, я не знаю. Но есть мнение, что изначально стих Маршака заканчивался вот такими словами, которое в дальнейшем убрали редакторы:
Как поживаешь, мой маленький друг?
Слушай поменьше, что мелют вокруг,
Чтобы не вздумал прохожий любой
Скверную шутку сыграть над тобой.
Мне нравится это лаконичное, но такое многослойное напутствие.
А вам? :)
Кстати, еще один вопрос знатокам детской литературы: кто из знаменитых писателей однажды переписал стихотворение «Мельник, мальчик и осел» и положил его в основу рассказа о двух приятелях-мальчишках?
Жду ответы в комментах и желаю позитивного результата от выполнения практики!