1247 год
Священная Римская империя
Когда в 1245 году папа Иннокентий IV (понтификат в 1243-1254 гг.) объявил о низложении императора Священной Римской империи Фридриха II (правил в 1212-1250 гг.) Италия распалась на два лагеря – сторонников папы (гвельфов) и сторонников императора (гибеллинов). Обе стороны взялись за оружие. По словам современника этих событий в районе городов Парма, Реджо, Модена, Кремона «люди не могли ни пахать, ни сеять, ни убирать урожай, ни возделывать виноградники, ни снимать виноград, ни жить в деревнях». Отряды наёмников и разбойников заполонили дороги и страны. Они похищали людей и вымогали с них выкуп, ради получения выкупа подвергали жестоким пыткам. У крестьян отбирали скот. Местности опустели. Дороги и сёла стояли пустыми. Благодаря этому размножились дикие птицы и звери. Фазаны, куропатки, перепела, зайцы, дикие козы, олени, буйволы, кабаны появились во множестве. Резко возросло количество волков, которые не находя обычного пропитания в виде домашних животных, сбивались в огромные стаи, что бродили вокруг городов. Выли от голода, пытались проникнуть в ночное время в города и, если это им удавалось, пожирали людей прямо на улицах. Бывало врывались в дома и съедали обитателей. Страх, голод, лишения воцарились среди многих обитателей Италии.
В 1247 году рыцари Пармы вновь отобрали свой город у сторонников императора (смотри публикации «Нам терять нечего!», «Вам веры нет!»).
Когда весть о том, что Парма опять в руках гвельфов, дошла до короля Италии Энцо, сына Фридриха II, который в это время с кремонцами осаждал крепость Квинцано, Энцо снял осаду и поспешил в Кремону.
Здесь он собрал отряды кремонцев и выступил к Парме, но нападать на город своими силами не рискнул (это была ошибка; в тот момент укрепления Пармы находились в плачевном состоянии и Энцо захватил город бы с налёта), разбил лагерь на берегу реки Таро и стал ожидать императора Фридриха, который в тот момент находился с армией в Турине. Это дало время пармцам восстановить городские укрепления и резко увеличить число защитников города.
Узнав, что из Пармы изгнаны сторонники Фридриха и что король Энцо с войском намерен атаковать Парму, как только подойдут отряды Фридриха, многие гвельфы Италии со своими отрядами поспешили на помощь жителям Пармы.
Первым прибыл Риччардо, граф ди Сан-Бонифачо, из Вероны, с многочисленным отрядом.
На следующий день прибыли 300 рыцарей и пехота из Пьяченцы. На третий день прибыли миланцы: 1000 рыцарей под командование легата папы Григория да Монтелонго, и родственника папы Бернардо ди Роландо Росси.
Вскоре (в июне месяце) подошел с войском император Фридрих и расположился под Пармой в местности Виттория. Сюда, в лагерь императора, начали прибывать его итальянские сторонники.
Первым прибыл Уго Боттери, племянник папы Иннокентия IV по сестре, с отрядами из Павии. За ним с большим войском прибыл правитель Тревизской марки Эццелино да Романо, которого из-за его жестокости боялась вся Италия.
Затем на помощь императору прибыли отряды из Реджо, Модены, Бергамы, рыцари из многих городов Тосканы, Ломбардии, Бургундии, Калабрии, Апулии, Терра ди Лаворо, отряды византийцев, мусульмане из Лучеры.
Несмотря на множество войск, императору не удалось полностью взять Парму в кольцо и отрезать её от подвоза продовольствия. Воины императора сумели перекрыть лишь дорогу из Пармы в Борго Сан-Доннино. По остальным в Парму поступали продовольствие и подкрепления. Ошибкой императора было также то, что он во всеуслышанье объявил, что он намерен снести город . Тем самым он вынудил всех пармцев (даже тех, кто придерживался нейтралитета) взяться за оружие и сражаться до конца.
(Источник: Салимбене из Пармы)