Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Петербургская ночь
После заката Женя с Катей еще немного погуляли и отправились домой в гостиницу. Ну, как домой - для Жени этот номер уже действительно стал родным, а Катя была гостем.
В номере было чисто и светло за счет большого окна. Две раздельные кровати, стол и пара стульев-кресел - в общем, все необходимое для жизни. "Интересно, - подумала Катерина, обводя взглядом пространство, - Женька для меня так постарался и все убрал или он сам по себе такой чистоплотный?"
Похоже, что все-таки второе. Вообще наблюдать за ним было одно удовольствие - казалось, что все шаги он продумал давным-давно. В Катином единовластном распоряжении оказались аж три полки и куча плечиков в шкафу. Угол окна был заботливо подоткнут подушкой - Женя объяснил, что оттуда поддувало, а так как Катина кровать стоит ближе к окну, надо устранить подачу воздуха. Бывший коллега ловко расставил чашки для чая, на блюдечке лежали фрукты, а в холодильнике Катя обнаружила мини-тортик.
Почему "мини"? Да потому что гостиничные холодильники из того же разряда миниатюрных. Впрочем, от торта Катя пока отказалась.
Был один вопрос, который ее весьма сильно волновал.
Что же такого случилось, что Женя развелся? Вроде, пока они работали, ничего такого не намечалось. Обычно, когда у человека происходят бури в личной жизни, он не выглядит спокойным и уравновешенным.
С одной стороны Кате было неудобно в лоб об этом спрашивать, но когда вы собираетесь проболтать весь вечер, распивая чаи, такая минутка обязательно подвернется - когда можно задавать любые вопросы, не боясь отказа.
- Признаюсь, у меня есть определенный расчет в вашем отношении, мадемуазель, - заговорщически признался бывший коллега. - Планирую узнать о вас побольше.
- Проведешь собеседование, как при приеме на работу? - улыбнулась Катя.
- Нет, - серьезно ответил Женька. - На такого рода беседах всегда происходит одно и то же - люди выгодно себя подают, в больше или меньшей степени. И это нормально, ведь работодателю безразлично, за что ты болеешь душой. В отличие от меня.
- Готова рассказать, что угодно. Ох, угораздило же меня связаться с юристом.
- Зря смеешься, я настроен серьезно, - сделал страшные глаза Женя.
За чаем они незаметно скоротали остаток вечера. В другое время Катя уже отправилась бы спать, будучи отпетым жаворонком, но сейчас ее мучил незаданный вопрос. Наконец она решилась:
- Жень, может, это не мое дело... Ты можешь рассказать, почему ты развелся?
Женя улыбнулся:
- Почему не твое? Очень даже твое! Тем более, что мне несложно ответить на этот вопрос. Теперь.
- А когда было сложно?
- Несколько месяцев назад, когда я не понимал, как докатился до жизни такой. Предупреждаю, быстро не получится. Ты вроде говорила, что рано ложишься спать?..
- Ничего, мне совсем не хочется отдыхать. Вся во внимании.
Женя щелкнул кнопку чайника, чтобы заварить новую порцию бодрящего напитка и начал рассказ.
Февральская революция местного значения
Со стороны брак Жени и Алисы можно было принять за идеальные отношения. Родственники никогда не слышали от них жалоб и упреков в адрес супруга, да и ссор в доме не случалось. И все-таки Женя знал, что совместная жизнь идет не по плану. Алиса не могла проводить время только с мужем, ей все время нужно было какое-то общество, компания подруг, родственников или хороших знакомых. Поначалу Женя списывал желание постоянно общаться на молодость - разница в девять лет кажется существенной, когда тебя окружают знакомые пары с возрастным разбегом в два-три года. Но общение на работе с Катей разубедило его. Дело в том, что Катюша тоже оказалась не любительница больших компаний.
После увольнения Женя какое-то время осваивался на новом рабочем месте, стараясь забыть симпатичную коллегу. И это получалось. Когда мозг занят решением текущих сложных задач, нет времени оглядеться и подумать. В семейной жизни Женя попробовал следующую тактику - добавил романтику в обычную бытовую рутину. После работы приглашал супругу посидеть в уютном заведении, водил в театр, планировал совместные выходные. Но каждый раз им кто-то мешал. Алиса встречала знакомых, приятелей и тут же предлагала объединиться компаниями. Романтические вечера пропадали втуне. Нет, все встреченные знакомые оказывались неизменно приятными людьми, но Женя хотел проводить время с женой, а не с толпой ее подруг. Разговоры на тему "давай останемся наедине" толком ни к чему не приводили. Жена клялась, что все выходило случайно, а отказывать любимой двоюродной племяннице подруги матери так неудобно...
После работы, оставаясь дома, Женя напрасно искал общие темы для разговоров или какие-то совместные занятия. У Алисы существовала своя жизнь, в которую она не пыталась посвящать мужа, и не собиралась отказываться от своих привычных времяпровождений.
Алиса отучилась в институте по специальности графического дизайна, но поначалу работу нашла не по профилю, что ей категорически не нравилось, поэтому долго трудиться на одном месте не получилось. Понадобились платные курсы, чтобы нормально устроиться.
И вот сейчас, возвращаясь с новой работы, где ей все нравилось, Алиса с восторгом рассказывала о перспективах, о новых курсах, которые надо освоить, чтобы быть супер-профессионалом, о коллективе... Женя всегда внимательно слушал, ему было интересно, как проводит время его близкий, как тогда казалось, человек. Но совершенно обратная ситуация складывалась, когда муж пытался поведать жене о своих делах. Алиса буквально пять минут изображала внимание, а потом то у нее телефон зазвонит ("Ой, подружка, давно не общались, надо ответить"), то вспомнит, что надо срочно сгонять в магазин - должны были привезти заказ, то забыла, что к маникюрше записана.
У Жениного мозга была интересная особенность: задавая себе вопрос, он предлагал разные варианты, и когда находилось что-то нужное, Женя словно слышал щелчок - это значило, что ответ, как кусок мозаики, занял свое место. Проверено было неоднократно - щелчок не подводил.
Мысли о Кате помогли увидеть в жене то, что замыленный взгляд порядочного человека упускает, а именно - поглощение собственной жизнью и желание побыстрее устраниться от его дел.
Как только он сделал такой вывод, раздался тот самый щелчок. Женя понял, что правильно нашел ответ.
Самое сложное в таком деле - прийти к верному пониманию ситуации. Как только оно появляется, разработать план решения проблемы - дело техники.
Но для начала стоило поговорить с Алисой.
Вечером, когда Женя точно знал, что у жены нет никаких планов, он пораньше приехал домой. Алиса, на удивление, тоже оказалась дома.
- Пошли на кухню, есть разговор, - позвал Женя.
- Ой, слушай, мне Светка должна позвонить, она с Египта возвращается, обещала все-все рассказать.
- Светка подождет, - спокойно сказал Женя. - Жду тебя на кухне.
- Эй, ну ты чего, - протянула Алиса, заходя следом за ним. - Я что, так часто со Светкой болтаю?
- Не часто. А всегда.
- Чего?! Что ты выдумываешь, Света звонит раз в год, - попыталась отшутиться Алиса, хотя уже сообразила, куда клонит муж.
- Света, Маша, Вероника... Я уже не помню всех твоих подруг. Еще есть друзья. Родственники. Знакомые родственников и друзья друзей. Нет одного - времени для нас с тобой.
- Ну ты чего? - повторила Алиса, присаживаясь в кухонный уголок. - Мы с тобой и так много времени вдвоем проводим.
- Когда, Алиса? Когда порознь ужинаем или спим? Вспомни, когда мы в последний раз были просто вдвоем на выходных. Без неожиданных встреч, неотложных дел типа маникюра и прочей шелухи. Признай, что ты просто меня избегаешь.
Алиса испуганно посмотрела на мужа. Она и сама себе признавалась, что ей хочется веселиться, постоянно встречаться с какими-то новыми людьми, а Женька оказался таким домоседом! Но он же хороший, ее любит... Не бросать же такого, в конце концов.
- Это не обвинение, Алиса, - мягко сказал Женя, садясь напротив. - Ты - живая, непосредственная, жаждешь новых эмоций и впечатлений. Я не могу их тебе дать. Не потому, что я жадный. Что бы я ни делал, тебе не будет со мной так интересно, как с друзьями.
Женя хотел сказать "толпой твоих друзей", но удержался. Его цель была не дать повод зацепиться за слова, как это делают люди, в попытке запутать следы. Хоть за Алисой такого раньше не водилось, но сейчас случай особенный.
- Я думаю, нам лучше развестись, - просто подытожил он. - Уверен, что и ты это чувствуешь.
- Откуда ты знаешь, что я чувствую? - тихо, но с напором сказала Алиса. - Разве ты у меня спрашивал?
- Знаешь, хотел. Но ты убежала гулять с подругой и ее собакой, - не удержался Женя.
- Так и шел бы со мной! Да, у меня много хороших друзей, замечательных и веселых. Они не выносят мозг по вечерам о правильной жизни и не пытаются закрыться наедине в своих квартирках. Надо общаться с людьми, понимаешь?! Вот она, жизнь, а иначе это будет стоячее болото!
- Тебе надо, ты и будешь общаться, - начал Женя, но Алиса его оборвала:
- Конечно буду, ты не можешь мне запретить!
- Да я что, по-твоему, тиран, что ли? - удивился Женя. - Не собираюсь никого ломать. Мы разные люди, это не преступление. Просто мы когда-то совершили ошибку под названием "брак". И надо ее исправлять, чем скорее, тем лучше.
- Ты меня шантажируешь этим, вот как надо это понимать! - закричала жена, вскочив с места. - Я не могу жить без людей, для меня это - источник вдохновения! Ты предлагаешь убрать это, не предлагая ничего взамен! С этого все и начинается - запреты, шантаж! Разве это честно?
- Успокойся, - твердо сказал Женя. - Ты не слышишь меня. Потом поговорим.
Алиса убежала в их комнату. Женя слышал, что она плачет. Ему самому было нелегко. Все-таки живя вместе, люди сильно привязываются друг к другу. Разрыв отношений - рана, в большей или меньшей степени. Но сейчас надо было дождаться, чтобы Алиса поняла его. За несколько лет жизни он неплохо ее изучил. Здравый смысл был ей не чужд. Она не могла не понимать, что ее увлечения сильно отличаются от его. Значит, надо подождать. Алиса не любила, когда нерешенные вопросы повисают в воздухе.
Подумать над решением жизненно важных вопросов можно было и сидя на кухне. Женя сосредоточенно планировал, что будет делать дальше и нашел почти все ответы. Он поднял голову от смартфона, где делал пометки, и встретился взглядом с Алисой. Кажется, она уже стояла так какое-то время. На ее щеках застыли дорожки слез со бледными следами туши.
- Иди сюда, - пригласил Женя. - Алиса, мы достаточно долго жили бок о бок. Говори, как самой себе: почему ты плачешь?
- Я не знаю, как мне жить дальше, - сказала она просто. - И мне некуда идти.
Это было грустной правдой. На момент бракосочетания Женя доплачивал ипотеку, ему оставалось два года до полного ее закрытия. Алиса в то время не работала. Родители жены жили в двухкомнатной квартире, в которой уже плотно поселилась новоиспеченная семья старшего брата.
Как раз сидя на кухне, Женя и обдумывал этот вопрос.
- То, что мы разводимся, не значит, что я примусь тебя выгонять. Предлагаю такой план. Думаю, ты понимаешь, что судиться со мной за половину той суммы, что я выплатил по ипотеке, будучи в браке, малоперспективно.
- Я и не собиралась с тобой судиться, - ответила Алиса. До нее стало доходить, что она никак себя не подстраховала. Родители ужасно радовались, что она выходит замуж за парня со своей жилплощадью - сын привел в дом невесту и места стало категорически не хватать.
- Ты остаешься жить здесь. Года тебе хватит, чтобы накопить средств. Плюс я выплачу тебе половину от нашей брачной суммы ипотеки. Этого должно хватить на первый взнос за твою собственную квартиру.
Алиса слушала уже почти бывшего мужа с широко раскрытыми глазами.
- Зачем тебе все это? Ты же хочешь со мной расстаться?
- Скажешь, что это неправильно? Твои родители почему-то решили, что замужество полностью снимает с них заботу о твоем будущем. На мой взгляд, это опрометчиво, ну да бог с ними. Тебе нужен свой дом, Алиса. Ты молода, успеешь построить свою жизнь. Надо только дать толчок. И если некому предоставить тебе трамплин, то это сделаю я.
- Спасибо, - пробормотала Алиса. Она чувствовала себя уставшей. Неуверенность в будущей жизни и в том, что Женя выполнит обещанное, подтачивала ее силы.
- Ты знаешь, если я что-то обещал, то сделаю, - продолжил Женя, будто услышав ее мысли. - Если ты согласна, заявление на развод пойдем подавать завтра. С этого вечера можешь планировать свою жизнь, как тебе хочется, я не буду забирать твое время.
- Жека, - тихо позвала Алиса. - Давай посидим, поговорим немного. И... я согласна. Только мне страшно.
- Это нормально, - грустно ответил почти бывший муж. - Но все пройдет. Я тебе не нужен, Алиса. Не плачь, пожалуйста, я говорю это без упрека. Констатирую факт. Тебе хочется чего угодно, только не тихой семейной жизни. Так не теряй времени - бери от жизни, что нравится.
- Представляю, что скажет мама... а что скажет папа, - почти цитируя Малыша из всем известного мультфильма, вздохнула Алиса.
Женя посерьезнел.
- Неважно, что скажут они. Алиса, ты творческий человек, и почему-то мне кажется, ты поймешь, что я сейчас скажу. Тебе нужна свобода от чужих мнений. Тогда ты сможешь состояться везде, где захочешь.
- Но ведь это же родители...
- Ты можешь представить себе, чтобы Леонардо да Винчи бегал к маме и спрашивал совета, как ему жить и творить? - ответил Женя вопросом.
- Весьма признательна за лестное сравнение, - слабо улыбнулась Алиса. - Если честно - не очень.
- Ну и прекрасно. Невозможно стать счастливым, живя по указке. И вообще, разозлись, если кто-то будет причитать из-за развода. Это наше дело, и ничье больше. Ты не обязана отчитываться или чувствовать себя виноватой.
На следующий день они тихо-мирно подали заявление. В назначенный срок их развели. Имущественных претензий друг к другу не было. Женя сдержал обещание: договорился с родителями, что поживет у них немного, а потом съедет на съемную квартиру.
***
Чайник давно закипел, но никто этого не заметил. В голове у Кати роились и сталкивались вопросы. Тишина затянулась, и Женя спросил:
- Я тебя сильно ошарашил своим прошлым?
- Да нет, я рада, что у тебя обошлось без драм.
- Я раньше думал, что причиной для развода может быть измена или предательство. Хорошо, что в моем случае все было не так.
- Жень, некоторые вопросы у меня все же крутятся на языке.
- Давай для начала я сам кое-что поясню. Я не боюсь за свою квартиру. Во-первых, потому что по нашему неписанному договору я передам бывшей жене обещанную сумму денег после ее выселения. Нормальное состояние жилплощади - обязательное условие. У родителей я задерживаться не собираюсь, сейчас вернусь из отпуска и займусь поиском временного жилья.
- Ну вот, на часть вопросов ты уже ответил, - засмеялась Катя.
- На часть? Тебя что-то еще беспокоит?
- Нет, не беспокоит, мне просто интересно узнать, какие у тебя были предпосылки, зачем ты так помог фактически уже чужому человеку. Пойми меня правильно - я это не порицаю, просто хочу услышать твою мотивацию.
- Ну, если совсем откровенно формулировать... Понимаешь, я верю в то, что люди нам посылаются неслучайно. В случае с Алисой я отчетливо понимаю, что ей действительно больше некому помочь. Она неплохой человек, просто диаметрально противоположный по характеру. Как я этого сразу не разглядел - сам гадаю. Чисто по-человечески мне было бы жалко любого, кто оказался бы в ее ситуации, вне зависимости от пола. В ее семье сложилась хитрая стратегия: старший сын - наследник и продолжатель рода, надежда и опора.
Катя хмыкнула.
- Это не реальное положение дел, - усмехнулся Женя. - Так хочется считать родителям Алисы. Младшая дочь воспринималась как временное явление: поживет и упорхнет. Все усилия направлялись на сына. Я сам был свидетелем одного разговора, еще когда только ухаживал за Алисой. Папа с мамой обсуждали вполголоса, какие сыну часы на день рождения подарить. Знаешь, я давно работаю и неплохо зарабатываю, но от услышанных сумм я слегка обалдел. Алиса в это время одевалась в коридоре - в неновое пальто и поношенные сапожки. Я думал, что где-то у нее лежат новые вещи, но когда она ко мне переехала, то понял, что их просто нет. У молодой женщины "на выданье", что называется. Кстати, ты же не боишься, что я начну и дальше активно помогать бывшей супруге? - обеспокоенно спросил он.
- Даже как-то не подумала об этом, - улыбнулась Катя. - Ты слишком похож на адекватного человека. Думаю, ты бы не стал жить прошлым.
- Вот спасибо на добром слове, - заулыбался Женя в ответ и взял ее за руку.
Катя сжала его ладонь.
- Я и сама бы помогла порядочному человеку, если бы у него подобные сложности были. И жизнь бы нас свела. Если хочешь счастья себе, помоги тому, кто нуждается.
- Какая ты славная, Катюша, - прошептал Женя и притянул довольную Катерину к себе.
- По-моему, мы в третий раз уже кипятим эту несчастную воду, - спохватился Женя, когда они расцепили объятья. - Ты хочешь еще чего-нибудь? Чаю, кофе?
- Да нет, - ответила Катя и невольно зевнула в кулачок.
- Так, кому-то точно пора спать. Мне тоже уже клонит в сон. Давай укладываться, надо бы и завтрашний день не потерять.
У Кати была одна восхитительная способность: как только ее голова касалась подушки, как сон мягко обволакивал сознание, унося его в заоблачные дали. Когда Женя вернулся в номер, он увидел, что Катерина мирно посапывает, завернувшись в простыню, как в кокон.
Ужасно хотелось обнять эти плечи, зарыться носом в пушистые локоны, но... Испортить нежное ощущение от этого вечера было так легко. Женя сделал три глубоких вдоха, выдохнул и выключил свет. Надо было следовать озвученному плану - завтра последний день пребывания в Петербурге.
"Самая счастливая моя поездка, - подумал юрист, глядя поверх Катиного силуэта в окно. - Хотя нет, уже не моя. Наша."
Продолжение следует.
Часть 1. Все начинается с идеи.
Часть 2. Что нужно для счастья?
Часть 3. Штрихи к плану.
Часть 4. Как Катя мирила семью и познавала прелесть одиночества.
Часть 5. Красивый пушистый зверь подкрадывается незаметно. Наконец-то, в путь!
Часть 6. Три подарка Санкт-Петербургу.
Часть 7. С чего начинался город.
Часть 8. Сияющая громада алых парусов белого корабля. Место встречи забывать нельзя.
Часть 9. Билет "Средневековье и обратно" с уверенным курсом на счастье.
Часть 10. Когда сказка сбывается.
Часть 11. В которой герои испытывают благодарность.
Часть 13 (Финал). Когда любимый город становится другим.
#путешествие #рассказ #санктпетербург