Я, как путная мать, все-таки решила разобраться в системе Соловейчик М.С. , раз уж я совсем не понимаю ее учебник, не понимаю ее методики и что, так сказать, хотел сказать автор. Никаких статей Соловейчик в интернете сразу я не нашла, зато нашла запись вебинара на 50 минут с темой "Формирование орфографической грамотности школьниками средствами УМК Гармония."
И теперь я могу с уверенностью сказать, что я поняла в чем соль, и это такая тоска. Дело в том, что мне стало отчетливо ясно, что Марина Сергеевна Соловейчик живет вместе со своим кругом единомышленников в одной вселенной, а я, моя семья, дети, которые ходят ко мне заниматься, живем в разных вселенных, и нам не встретиться никак.
После пятиминутного вступления на тему "как сложно писать учебник", автор, наконец, знакомит нас с принципами своего труда:
Во-первых, стараться сделать так, чтобы школьник сам захотел писать грамотно. - Формулировка абсолютно тупая, тупая и еще раз тупая. Объясняй материал понятно, постепенно, чтобы у ребенка были трудности, и он их мог постепенно самостоятельно решать приложив усилия, и вполне вероятно, какое-то количество детей захотят писать грамотно. А мы во втором классе всю первую четверть ищем "опасные места", а чего сними делать не знаем. Откуда мотивации взяться, если блуждаем в темноте.
Во-вторых, говорит автор, надо стараться сделать так, чтобы у ребенка "оказалось средство сознательного ухода от ошибок": Опять дурь! Давай постепенно правила, указывай на закономерности, приводи примеры - вот тебе и средство!
Почему в моем школьном учебнике 90-х годов это правило было разбито на несколько? Сначала самые употребительные ЧК,ЧН, потом ЧТ, ЩН,. Потом в перемешку, Соловейчик вываливает на детей все в одной таблице, еще и глагольные формы туда же, и примеров и упражнений на такое количество материала - минимум.
В-третьих, автор настаивает чтобы "формирование грамотного письма проходило на фоне постоянной заботы о развитии мышления ребенка и поддержании интереса к учению". Ну про заботу о детях, конечно, нельзя сейчас не упомянуть, а то вдруг подумают, что Соловейчик не заботится. А поддержание интереса к учебе- см. пункт первый. Короче, вода.
Дальше автор говорит нам о том, как же она собирается сделать так, чтобы дети захотели писать грамотно, и делает она это с помощью вот такого "гениального" вопроса:
Это прям очень наивно. Даже моя дочь паинька-заинька восьми лет понимает, что если написать" МАЛАКО" - это все равно понятно. Грамотность и понятность -вещи связанные лишь отчасти. Кроме того, вводится так называемое письмо "с окошками", где дети пишут текст ищут "опасные места" и ничего туда не пишут, потому что правил не знают. И каждый ребенок, у которого с логикой все нормально, понимает, что даже с пропусками смысл письма в общем понятен, за исключением деталей. Тем самым автор окончательно разрушает свой собственный тезис о том, что орфографически правильное письмо равно пониманию текста.
Ну и дальше наше любимое " Обсуди свое решение со взрослыми дома". Как говорит Соловейчик : " Работа с родителями очень важна, и вовлечение в позитивном плане родителей в процесс обучения, мы считаем очень важным элементом. Ребенок доносит до своих домашних какие-то рассуждения, размышления". Это не только чушь, это вред и для семейных отношений в целом, и для развития ребенка в частности. Ставить в зависимость учебу ребенка от помощи родителей - это преступление. Не играет никакой роли, не хотят ли родители помогать, или не могут, учеба ребенка не должна зависеть от родителей, все! На этом надо поставить точку. Вовлечение родителей в воспитание ребенка так не делается. Это не работает. Это работает в стране розовых пони, в стране волшебных эльфов, в стране профессоров педагогики, которые видели детей только на открытых уроках, а в реальной жизни - это тупик.
И вот до середины второго класса мы ищем орфограммы, (читай, блуждаем во тьме), причем ищем все сразу: безударные гласные в корне, парные согласные на конце слова и перед другими согласными, обозначение мягкости с помощью мягкого знака и без и т.д. Ребенок понимает, что кругом его подстерегают опасности. И все. И если ты не видишь, опасности в буквосочетании СТ в слове МОСТИК, или НТ в слове БАНТИК, если ты никогда не напишешь эти слова с мягким знаком - это не грамотность, а отсутствие "орфографической зоркости"/ Дальше напоминания, через упражнение " Помни, как избежать ошибок", Помни, как не допустить ошибок," Помни, как не испортить все ошибками" - КАК-КАК?- СПРОСИ У РОДИТЕЛЕЙ! Автор нам указывает на то, что важнейшая мысль ее трудов, которая нитью проходит через весь учебник, состоит в том, что "Писать на родном языке с ошибками стыдно!" Что это за установка такая для детей НАЧАЛЬНОЙ школы!. Во втором классе стыдно не учиться. Я понимаю, если мы говорим о детях старшей школы, которые ошибаются в спряжении глаголов, падежных окончаниях, НЕ с глаголами... Во втором классе не должно быть стыдно за ошибки!!!
То что происходит со второго полугодия второго класса, Соловейчик обсуждает вскользь, не вдаваясь в подробности, но зато упоминает маму, которая вместо "мышь", говорит "мыша" - и ай-ай-ай чему такая мама научит свою дочь. Так если родители сами неграмотные такие, зачем, ЗАЧЕМ, нужны эти постоянные отсылки "Спроси у родителей" и "Поделись дома важным открытием"? Что мама скажет дочери, по мнению Соловейчик?
Дальше Соловейчик М.С. знакомит нас со своей ученицей и соавтором Кузьменко Н.С., которая, в свою очередь хвалит и себя и своего учителя. А мне хочется от лица многих родителей сказать ей большое спасибо за вот эти значки, которые, как оказалось, ее изобретение. Они безусловно, разнообразили серые будни многих семей.
Раньше скучно было: Писали словами - согласный парный твердый или гласный безударный, а сейчас со значками вышли, можно сказать, на новый уровень. Правда ведь?
Программа "Гармония" была исключена из перечня рекомендованных, так что дальше дети по ней учиться не будут. Но будет ли новая программа лучше? Если ее будут делать такие же специалисты, которые видят обучение детей максимум на редких открытых уроках специализированных школ, то вряд ли. И это расстраивает.