(Алиса Мейсон. Пусть к солнцу)
//Данная статья представляет собой докладную часть, прочитанную в рамках заседания Дискуссионного Клуба Ассоциации аналитических психологов, 6 ноября 2022г.//
Мы сегодня говорим о вызовах индивидуации.
Понятие «вызов» ввел в науку английский историк Арнольд Джозеф Тойнби, говоря о том, что мир регулярно бросает человеку вызов как некую задачу, требующую обязательного решения и ответа.
В первую очередь, хотелось бы вспомнить идею В. Я. Проппа о Зове, поступающем главному герою, а писал он о героях сказочных, и ответ героя на Зов представлял собой всю дальнейшую разворачивающуюся историю. Можно сказать, от ответа на Зов, зависит, начнется ли сказка. Но что подразумевать под сказкой? По одному из определений сказка означает «исключительное». И вот это «исключительное», исключенное из потока повседневной обыденной жизни и возвращающее ощущение жизни, начинает происходить, когда герой откликается на Зов. Вспомним сказку «Лягушка-царевна». Можно пофантазировать, как бы прожил свою жизнь Иван-царевич, не отправься он на поиски Лягушки-царевны. Она пропадает – вот тебе, пожалуйста, живи как человек, найди другую царевну, в человеческом облике. Никаких говорящих животных, ларцов и Кощея. И вот этого всего, исключительного, не было бы, оно бы не случилось.
Такие исключительные моменты – это, конечно, прорывы Самости в сферу Эго. Когда Эго (в частности в анализе) отвечает на Зов, то человек подмечает, что в его жизни начинаются необъяснимые чудеса. Но мне бы хотелось, чтобы мы не боялись отойти от трактовки чуда только как чего-то благостного, потому как Чудо может быть и не благостным вовсе, но чудом от того быть не перестанет. Например, история борьбы Иакова с Ангелом, это Чудо, прорыв божественного в человеческое, это пример борьбы этих двух модальностей, Иаков после этой борьбы на всю жизнь остался хромым, понеся метку встречи с божеством. Иногда таким индивидуационным вызовом, откладывающим начало индивидуации становится телесный симптом. В этом нет благостного с т.ч. зрения человеческого, но в этом есть благостное с т.ч. зрения самостного и индвидуационного при условии ответа на Зов. Я уверена, что в жизни каждого из нас есть такое Чудо, которое стоит в начале.
Если мы сведем вместе аналитическую психологию, современную психологию личности и философские измышления некоторых авторов (в частности М.К. Мамардашвили), можно предположить, что в этих узловых точках, которые мы сегодня рассматриваем как вызовы индивидуации, нам открывается сфера "возможного", выводя человека из сферы "необходимого". Необходимое – это адаптационные аспекты нашей жизни: удовлетворение физиологических потребностей, социальных, ощущение личной безопасности – то, что лежит в основании пирамиды А.Маслоу. Верхние же ее этажи как раз отражают «возможное». Оно может быть, а может не быть, и человек без этого выживет и проживет. Без самоактуализации можно прожить. Но по мнению многих авторов, именно в этом "возможном" начинается собственно человеческое и уникально-личностное.
Вызовы индивидуации представляют собой, как правило, проблемные точки. Юнг говорил, что встреча Эго с Самостью переживается как поражение Эго. Зачастую это точки страдания, кризиса, мучительных переживаний, вскрытия внутренних конфликтов, разочарования в себе. Иногда это вторжение извне таких ситуаций, над которыми человек не властен, но при этом кардинально меняется его жизнь. Это место встречи с собственной Тенью, ассимилируя которую мы имеем шанс стать более человечными, более целостными и более живыми. Приходит такой образ, что донышко нашей души копается нашей работой, нашим откликом на эти самые вызовы, и мы углубляемся через переживание страдания, когда проходим его личностно.
Сегодня мы и на коллективном уровне оказываемся в моменте индивидуационных вызовов. Как аналитические психологи, мы можем это так назвать и так осмыслить свое личное положение. И от отношения к поступающему вызову зависит, станет ли эта точка входом в «возможное», родится ли здесь нечто «не утилитарное, не необходимое, без-полезное», но «человеческое», но наше «личностное». Осознавая индивидуационное движение, мы можем использовать всякую ситуацию как топливо для своего развития. Как аналитические психологи, мы имеем свой собственный опус магнум, не привязанный вообще ни к чему во вне, это путь Души, ее развитие в вечности. Мы имеем возможность говорить о высших положениях юнговской теории, понятии Самости и хоть как-то реализовывать это в своей жизни.
"Именно там, где мы не можем изменить ситуацию, мы призваны измениться сами".
(Виктор Франкл)
"Мы обо многом плачем: плачем об утратах своих, плачем об оскорблениях, которые нам наносят люди, плачем мы о болезни, плачем о различном, многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни; и мы не видим, что болезнь, и горе, и страдание, и утрата — все они могут быть чисты и могут быть звеном, которое соединяет нас и с Богом, и с людьми".
(Антоний Сурожский)
Автор: Гюнтер Мария Андреевна
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru