Найти в Дзене

ЦИФРОВОЕ РАБСТВО ПРОДАВЦОВ. Как работает система поиска контрафакта? (Все о поддельной косметике. Часть 2)

Оглавление

В прошлой статье мы рассказали в целом о рынке подделок, почему на WILDBERRIES попадает контрафакт, сколько вообще такой продукции на рынке.

БОЛЬШОЙ БРАТ ПРИГЛЯДЫВАЕТ ЗА ТОРГОВЛЕЙ

Ситуация в торговле медленно меняется с 2019 года. Многие знают, что потребительский рынок переживает тяжелые времена. Имя этой "проблемы"

-2

Если коротко, то со временем все товары (пока что только в отдельных категориях, например, табак или парфюмерия, но перечень постоянно расширяется) начиная с пересечения границы или на выходе с конвейера должны быть маркированы "шашечками" - кодом, который можно считать любым телефоном или кассовым терминалом. Каждый шаг (перемещение со склада или продажа в магазине) фиксируются в специальном реестре.

Уже сейчас информационная система маркировки интегрирована с онлайн-кассами. Касса автоматически посылает информацию на сервер системы маркировки. По задумке авторов концепции никакая легальная организация не должна иметь возможность пробить товар покупателю, если он не маркирован. Именно на этой концепции базировалось тотальное доминирование системы маркировки над нелегальной продукцией. Пока этого не происходит, т.к. скорость работы сильно падает и касса может зависнуть на долгие минуты, что в торговле смерти подобно. Поэтому продавцам разрешено отпускать товар не дожидаясь результата проверки товара на безгрешность кода маркировки.

Но с переходом на 6G (лет через 10) изначальная концепция будет реализована. Тогда продавать подделки и серый импорт (когда не уплачены налоги) можно будет только на Авито (с рук или с доставкой) или на нелегальных рынках (которые и сейчас работают без касс под крышей каких-то серьезных людей).

Хотя уже сейчас обнаружение в собственном торговом зале нелегального (без кода) товара чревато большими проблемами. Штрафы достигают полумиллиона рублей, а за штрафами автоматически падает конфискация товара. Но это опять немного теория, так как Минэкономразвития подарил бизнесу мораторий на проверки и сейчас продавцы подделок могут не держать свечку над коробками с палью.

СЛЕЖКА ЗА ВАШ СЧЕТ

Государство уже знает о передвижении товаров очень много, а будет знать буквально все - от движения отдельного флакона по стране, до его состава и протоколов испытаний по данной партии. И если где-то продают парфюмерию или молоко без маркировки - туда вскоре придут Роспотребнадзор, прокуратура, следователи, ФСБ или таможенники (а иногда и все вместе). Так сейчас и происходит. Система маркировки умеет указывать компетентным органам на скопление проблемного товара или серые торговые точки.

Схема движения маркированного товара
Схема движения маркированного товара

Система работает настолько "жестко" и "неровно", что настроила против себя весь российский бизнес (более всего малый и средний бизнес, кому тяжело нести дополнительные расходы и кого "не подделывают"). Найм нового персонала или дообучение работников, обновление касс, трата времени на манипуляции с маркировкой, потери времени и денег при нечитаемости кода, серьезные штрафы за забывчивость и нерасторопность. Крупные компании вынуждены были создавать целые отделы по интеграции с системой маркировки. Был создан целый рынок (экосистема маркировки). Например, маркировка увеличила спрос на оборудование для штрихкодирования, ПО для электронного документооборота, услуги по получению электронной подписи, услуги консультантов и IT-специалистов по настройке бизнес-процессов, (без них ничего не работает).

Со всеми этими прелестями (расходами) российский ритейл получил мощный пинок по цифровизации.

Не обошлось и без бочки дегтя. Предприниматели часто жалуются на сбои в работе системы маркировки. Этой теме посвящены целые посты и форумы. Бизнесу очень тяжело адаптироваться к сырому продукту (а вам понравится, если система забанит вас в разгар рабочего дня, а причину вы будете выяснять неделю) и к меняющимся правилам игры.

ПАРФЮМ В ЗАКОНЕ

По официальным данным только в апреле 2022 года система выявила более 250 тысяч нарушений в парфюмерной отрасли на полмиллиарда рублей. При том, что большая часть продавцов подделок уже ушла в тень, снизила продажи или начала использовать лазейки (куда без них?) - например, толкает людям пробники. Стоп, так вот почему на Wildberries начали продавать эти странные бутылочки с известной туалетной водой?

Желаете Guerlain Parfumes La Petite Robe Noire в мензурке? Не благодарите!

-4

Среди наиболее популярных нарушений в цифровой маркировке - попытки ввода в оборот продукции, у которой есть проблемы с документами, контрафактной продукции, двойные продажи, а также попытки продаж маркированной продукции компаниями, которых нет в системе маркировки.

Духи и туалетная вода уже подлежат обязательной маркировке с 1 октября 2020 года. В целом, эта мера позволяет потребителям проверить подлинность товаров и убедиться в их безопасности, а также отправить жалобу в случае каких-либо нарушений (надо скачать приложение "Честный знак".

-5

Создатели сего чуда к 2024 году обещали загнать в систему маркировки всю продукцию, но ситуация в экономике пока не способствует задуманному.

Ну а кроме маркировки, которая, кстати, является весьма прибыльным бизнесом непростых людей (это совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнёра Almaz Capital Александра Галицкого) государство начинает гонять контрабандистов и с других направлений.

САМОВЫПИЛ ПОДДЕЛОК

После грозных разборок между Минпромторгом и крупными интернет-игроками, СМИ сообщили (в августе 2022), что российские маркетплейсы Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» создали общую информационную систему со сведениями о продавцах контрафакта, чтобы предотвращать его распространение. Система должна была заработать на площадке АКИТ (ассоциация крупных интернет-продавцов) в течение 2 недель, но... Пока что (прошло больше 12 недель) никакой информационной системы не появилось. Может быть сейчас макретплейсы формально перепихивают какой-нибудь файлик в формате excel через мессенджер, но вскоре компаниям придется внедрить что-то более существенное, так как вопрос рассматривался на достаточно высоком уровне.

Мастер над торговлей
Мастер над торговлей

Кстати незадолго до этого в Минпромторге официально заявили, что Wildberries становится каналом сбыта контрафакта. Как унизительно.

ИЗ ЦИФРЫ В АНАЛОГ

Но в целом, маркетплейсы, действительно, вскоре подомнут под себя половину торговли и внедрят механизмы борьбы со злостными нарушителями. Система цифровой маркировки установит полный контроль над легальным товарооборотом. Покупателям осталось ждать недолго. Ну и цены, ожидаемо, вырастут, потому что покупать придется качественное. А подделки окончательно осядут в офлайне.

-7