Платон и Аристотель - учитель и ученик. Два столпа мировой философии и науки. Казалось бы, флаг им обоим в руки. А вот нет, поди ты, в одном важнейшем вопросе два гения Древности разошлись, как в море корабли. О чем же идет речь? В чем взгляды двух мудрецов не совпали? Сейчас я вам расскажу, однако начну с Гесиода.
"Золотой век" или возврат к корням
Древнегреческий поэт Гесиод был современником Гомера и жил в 7 веке до н.э. Однажды, как видно, разочаровавшись в социально-экономической действительности, он написал поэму "Труды и дни", в которой "воспел мифический "Золотой век", когда люди не знали "позорной страсти к наживе", когда было изобилие благ, которыми равно пользовались все, и человечество пребывало в вечном мире".
Гесиод первым в классической Греции изложил идею "бесклассового общества полного равенства". Древняя Греция была первой страной мира, в которой официально признавалась частная собственность на землю, а земля считалась товаром. Поэтому греки первыми столкнулись с социальным неравенством, вытекавшим из права собственности.
Позже тема "Золотого века" снова была озвучена в стихах римских поэтов Вергилия и Овидия. Овидий, в частности, писал о светлых временах, когда мир не знал таких понятий, как "пограничные столбы и ограждения".
К делу подключается платоновский интеллект
Начитавшись в детстве Гесиода (это, конечно, версия) и насмотревшись на "пограничные столбы и ограждения", которых в Афинах хватало, Платон дать теоретическое определение идеалов "Золотого века". В "Республике", вкладывая нужные ему слова в уста покойного Сократа, Платон утверждал, что распри и войны есть следствие владения имуществом:
Подобные различия возникают обычно из разногласий по поводу таких слов, как «мое» и «не мое», «его» и «не его»... И разве не наилучшим образом устроено то государство, где наибольшее число людей одинаково и по отношению к одним и тем же вещам пользуется такими словами, как «мое» и «не мое»?
В книге "Законы" Платон пошел гораздо дальше и описал справедливое общество будущего (оно же справедливое общество "Золотого века"), к которому нужно стремиться. В нем:
"люди владеют сообща всем, в том числе женами и детьми, <...> частное и личное исключены из жизни, а вещи, по природе своей личные, скажем, глаза и руки, становятся общими и до некоторой степени видят, слышат и действуют сообща, и все люди возносят хвалу или обвиняют, испытывают радость или грустят по одним и тем же поводам".
Вчитайтесь еще раз в последний абзац. В некоторой степени похожие общества существовали в 20 веке. Идеологические корни у них были разные, но внешнее сходство с платоновской фантазией смутно угадывается.
Особое мнение Аристотеля
Аристотель, бывший учеником Платона и, соответственно, слышавший от него гимны "Золотому веку", первым из его современников поставил под сомнение коммунистическую утопию учителя.
Аристотель усомнился, что платоновская "идиллия" принесет в общество мир, указывая, что люди, которые владеют вещами совместно, более склонны к ссорам, чем те, что имеет их в частном владении. Более того, утверждал он, корень общественных разногласий лежит не в материальной собственности, а в жажде владения ею. Отсюда классическая фраза Аристотеля:
"уравнивать надо не собственность, а желания людей".
Ученик превосходит учителя
Аристотель считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, а не к его возрождению на новой основе. Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние и крайне неимущие. По мнению Аристотеля, бедные и богатые "оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя".
Постскриптум
"Форма государственного строя", таким образом, выводится Аристотелем из исторического процесса. Не всегда она бывает такой, какой нужно, но, во всяком случае, она вырастает из общества сама, а не насаждается сверху философами или аристократами, как завещал нам Платон.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору