Найти в Дзене
Ваш методист

Почему происходит «остывание» к обучению?

Оглавление

Делюсь тем, что испытываю сейчас на себе, и что абсолютно нормально.

Из моих наблюдений за сотнями студентов, могу вынести три тезиса, которые сильно влияют на желание продолжать.

Конечно, их гораздо больше, но я решила остановиться на трех очевидных и часто повторяющихся.

Несовпадение ожиданий и реальности

Чаще это связано с внутренним монитором время/усилие. При любом начинании наш мозг заранее анализирует ситуацию и предполагает, за какой срок и с какими усилиями удастся преодолеть путь.

Если что-то идет не так, время увеличивается или усилий необходимо больше, мозг топает ножкой и ругается. А мы начинаем задаваться вопросом «А надо ли это все?».

Невозможность применить знания и навыки

Какими бы высшими психическими функциями мы не обладали, мозг древнего человека никуда не делся. А, значит, многое мы все также рассматриваем с точки зрения пользы для выживания.

И если новое знание или умение не применяется, не приносит удовольствия и вообще ни к селу ни к городу, мы начинаем остывать. И то, что в начале изучения нам казалось очень важным и актуальным, через месяц превратиться в трату времени.

Особо стойкие будут терпеть, страдать, учить, но в какой-то момент начнут относится к процессу спустя рукава. Это не значит, что человек не трудолюбив, это значит, что его мозг рационально экономит ресурсы и пытается направить энергию в более полезное русло.

Поэтому изучать что-то на всякий случай очень трудно. Особенно иностранный язык.

Смещение фокуса внимания

Это про нашу мифическую многозадачность.

Эмпирическим путем я заметила, что для меня самый комфортный режим существования — пять-шесть основных фокусов, которые четко распределены по сферам жизни. На работе до трех крупных одновременно, в личной максимум один, и один-два на освоение чего-то нового. Это позволяет комфортно переключаться и тратить ресурсы грамотно.

Переключение между задачами всегда требует времени, поэтому тайм-менеджмент предлагает группировки по признакам, а здравый смысл — последовательность в действиях.

Изучать три-четыре-пять разных сфер тяжело и потому, что во время обучения мы наслаиваем информацию на уже существующую, а при диаметральных направлениях это фактически разные участки мозга. Грубо говоря это как в один день делать расчеты для взлета космического аппарата, рисовать обнаженную натуру и интервьюировать людей на предмет их политических взглядов. Даже для тех, кто все это умеет хорошо, переключение будет болезненным.

Что же делать?

➡️ Для собственного обучения:

1. При возникновении диссонанса ожиданий и реальности, сесть и заново проанализировать предстоящий путь. Договориться со своим мозгом можно, если дать ему шанс все рационализировать.

2. Заранее подумать о практике и применении знаний, если это не предусмотрено во время обучения. А даже если предусмотрено, все равно рассмотреть варианты использования в работе или жизни здесь и сейчас.

3. Не набирать больше двух курсов и стараться группировать их по типу. В одно время лучше проходить курсы по схожим темам, так они будут дополнять друг друга и формировать более широкую картину мира.

➡️ Для тех, кто создает курсы:

1. Обязательно уточнять ожидания студентов и корректировать их, если вы видите расхождения с реальностью. Если делать это перед каждым новым блоком, то можно заранее снять неконструктивный негатив.

2. Обеспечивать релевантную практику и подсказывать, где и как можно применять полученные знания и навыки в жизни и работе. Это не всегда очевидно 🙂

3. Предупреждать на старте о нагрузке, предоставлять полную программу обучения и рассказывать, как устроен процесс познания у взрослых. Поддержка во время обучения, мероприятия, практические задания и постоянный контакт с наставником/куратором повышают вероятность фокусировки именно на вашем продукте.