Найти тему
Ликбез

Чарльз Рейч. Молодая поросль Америки (Greening of America)

Из контркультурных академических столпов Америки нужно назвать ставшую бестселлером книгу профессора Йельского университета Чарльза Рейча «Молодая поросль Америки» /Нью-Йорк, 1970/.

В Америке последовательно господствовали три сознания? «Сознание I: индивидуалистическая Америка в старом колониальном духе, Америка первых поселенцев»; «Сознание II: сверхорганизованная Америка крупных трестов и технологии»; «Сознание III: новая нравственность и новое восприятие, проявившиеся в самой сердцевине современных индустриальных обществ».

Сознание II — это культ организации: человек становится простой производственной и потребительской единицей, винтиком «государства-завода». Сведённый к одной роли, к одной функции, он отчужден и подчинен механизированному миру, ведет жизнь робота. Продукт системы — это "новый человек" технологической эпохи, человек, способный управлять машинами и работать в организациях, это тот человек, кто позволил управлять собой помощью техники, пропаганды, образования, рекламы, государства с единственной целью — как можно лучше приспособиться к своей роли.

В результате между людьми сложились неаутентичные, искусственные и поверхностные отношения. Создался мир принуждения, стереотипов и искусственных потребностей, которые подавляют стихийность, творчество, внутреннюю жизнь, контакт с природой, чувственность, сексуальность и т.д.

Но с Сознанием III приходит освобождение. Человек перестаёт автоматически соглашаться с требованиями и принуждением общества. Он хочет быть самим собой, отстаивать свою активность, восстановить свою непохожесть, не принуждая и не сдерживая себя. Он больше не верит в конкуренцию; он рассматривает мир как сообщество, а не как джунгли. Он отвергает отношения насилия и субординации . Он хочет овладеть технологией и поставить ее себе на службу.

Сознание III распространяется прежде всего среди молодых. Новое поколение стремится "быть вместе по-новому". Причем нередко — в небольших сообществах, основанных на разделяемых всеми ценностях.

Логику бунта молодого поколения нужно понимать в свете того, что государство развивается как крупное анонимное общество и под углом зрения того способа, каким оно господствует, эксплуатирует и, наконец, разрушает одновременно и природу, и человека. Американцы утратили управление механизмами своего общества, и вернуть им контроль могут только новые ценности и новая культура. В сердцевине всего этого находится то, что можно назвать изменением сознания, то есть новый способ жизни, а это уже почти новый человек.