Мой дед очень любил историю. У меня дома до сих пор стоят тома Соловьева, Ключевского и Кармазина, энциклопедии с историей разных народов, книги о мифах, исторические романы. В общем, знания и факты разной степени древности окутывали мое детское сознание, а разговоры с дедом формировали действительность. Неудивительно, что на полочке с фильмами лежали DVD-диски трилогии Властелина Колец, а бесчестный поединок Коммода с Максимусом из Гладиатора был одним из самых трагичных моментов детства. Какое все-таки оно было беззаботное… Впрочем, этот пост не про ностальгические воспоминания, а про любимые фильмы. Начнем!
“Гладиатор”. Ридли Скотт.
И откроет эту подборку, пожалуй, один из самых известных режиссеров всея кинематографа Ридли Скотт. У 84-летнего мэтра были разные страницы в истории: канская ветвь за дебют, культовая новаторская фантастика, революционные высказывания, неудачные сиквелы, спорные претензионные проекты, провалы в прокате. Но сегодня я остановлюсь на рекордсмене Скотта по количеству оскаров - “Гладиаторе”.
Историческая эпопея возвращает нас к известному историческому периоду началу заката Римской империи. Марк Аврелий - последний из пяти хороших императоров хочет преобразовать Рим обратно в демократическую республику. Он планирует сделать преемником Максимуса Меридия - лучшего полководца легиона, преданного императору. В приватной беседе Марк передает воителю свою волю: запустить процесс передачи власти Сенату. Но император и не думает, что его сын, Коммод, ревностно отреагирует на потерю престола. При личном разговоре он убивает своего отца, сообщает общественности, что тот умер от старости и провозглашает себя правителем империи. Отказавшегося признать власть убийцы Максимуса, за неповиновение приговаривают к казни. В дальнейшем история повествует о скитаниях бывшего полководца, которому суждено пройти путь от простого гладиатора до спасителя империи.
Картина примечательна сильными драматическими ролями Рассела Кроу и Хоакина Феникса), детализированными интерьерами и декорациями (Артур Макс и Криспиан Саллис), музыкальным сопровождением (Ханс Циммер). Гладиатор, как Чужой и Бегущий по Лезвию в фантастике, стал знаковым фильмом в жанре пеплума, открыв дорогу “300 спартанцам” Зака Снайдера, “Королю Артуру” Антуана Фукуа, “Трое” Вольфганга Петерсена и еще ряду фильмов. Впрочем, остановимся подробнее на последней.
“Троя”. Вольфганг Петерсен.
Второй после “Подводной лодки” исторический фильм недавнего умершего Вольфганга Петерсена. С классическим для картин этнического немца ярким актерским составом. После работы с Луисом Госсет мл., Деннисом Куэйдом, Клинт Иствудом, Джоном Малковичем, Ренне Руссо, Дастин Хоффманом и Морган Фриманом, Харрисон Фордом и Гари Олдманом, Джорджем Клуни и Марк Уолбергом (даааа, я хочу попасть во все SEO-запросы!) Вольфганг начинает съемки нового проекта с двумя молодыми звездами: Бредом Питтом и Орландо Блум, в дополнении с Брендан Глисон и Шоном Бином. Внушительный каст для эпохального события - Троянской войны.
В отличие от работы Ридли Скотта “Троя” основана не на исторических событиях, а на произведении античного поэта Гомера “Иллиаде”. Впрочем, экранизация за исключением финальной части фактически не отходит от поэмы, передавая ключевые события сказания. Троянский принц Парис на празднестве по случаю примирения Спарты и Трои вступает в тайную связь с женой спартанского царя - Менелея и увозит ее на родину. Разъяренный царь вместе со своим братом решает напасть на Трою. Но для успеха военной кампании прирожденным воителям требуется помощь - полубога Ахилла, вокруг которого и разворачивается основной сюжет фильма.
Можно обвинить фильм в не каноничности: отсутствии олимпийских богов, недосказанности и изменении отношений между персонажами. Но это вполне объяснимо жанровыми рамками и ограниченным хронометражом. Можно высказать негодование слабой драматической составляющей. Но моему детскому сознанию для восторга вполне хватало эпических битв и поставленных поединков. Впрочем, мое маленькое сердечко было под властью другого фильма.
“Властелин Колец”. Джордана Питерсона.
Экранизация произведений демиурга фэнтези Толкина стоит на вершине жанрового Олимпа. Как и Троя, экранизация не совсем точная. Питерсон позволил себе вольности в сюжетных линиях и портрете некоторых персонажей, но в случае с Властелином колец несостыковки вызывают раздражение разве только у сааамых преданных фанатов книги и снобов. Три части, 9 часов хронометража, инновационные технологии, огромная команда - только съемочных групп одновременно было 7, недюжинный объем работы - 438 дней и в награду за работу миллиардные сборы, 17 премий Оскар и любовь зрителей.
История похода маленького братства, ради спасения мира. История о геройстве, самопожертвовании, о силе единства, о добре и зле. Об этом произведении можно высказать много пафосных изречений, но следуя логике подборки, вернемся к сюжету. Небольшая группа, состоящая из представителей разных рас: эльфов, гномов, майар, людей и хоббитов были выбраны для важного задания - уничтожить в жерле Ородруина «Единое кольцо» - магическое украшение, позволяющее владельцу управлять другими кольцами Власти. На пути к вулкану группа столкнется с предательством, разделится, изменит первоначальные цели, некоторые ее члены умрут, а затем воскреснут, некоторые неожиданным образом трансформируются, некоторые изменятся и больше не смогут существовать в обыденной действительности, некоторые будут вынуждены покинуть навсегда друзей и дом. И все эти испытания и жертв ради благой цели - спасения мира от абсолютного зла.
Стоит ли одна жизнь множества? Нужно ли расплачиваться ею ради спасения человечества? Дискуссионные вопросы, переходящие в плоскость философских дилемм. Властелин колец с одной стороны христианская притча о спасении и жертвенности, с другой стороны сказание об обратной стороне подвига - личностного кризиса и экзистенциальных ранах. Картина многогранна и наполнена вечными вопросами морали. И это не без труда удалось отразить Джексону на экране во многом с помощью каста - Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Шон Эстин, Доминик Монаган, Орланду Блум, Иэн Маккеллен, Билли Бойд, Шон Бин, Лев Тайлер, Кейт Бланшетт, Кристофер Ли, и не без обширной команды специалистов: оператор - Эндрю Лесни, композитор - Говарду Шору, постановщик специальных и визуальных эффектов, гример и художник по костюмам - Ричарду Лесли Тейлору, команда из нескольких монтажеров: Джон Гилберт, Майлк Дж. Хортон, Джэми Селкирк. Они создали настоящую магию, которая останется в сердцах фанатов навсегда!
“Последний Самурай”. Эдвард Цвик.
И перейдем к “последнему самураю” подборки - фильму с Томом Крузом, снятым Эдварда Цвиком. За свои 70 лет жизни американский режиссер снял 13 полнометражных картин, получил оскар за лучший фильм и еще до совместной работы с Томом поработал с Брэдом Питтом, Брюсом Уиллисом, Аннетт Бенин, Деми Мур, Кристин Энн Лахти, Мэтт Деймоном, Дензел Вашингтоном и Энтони Хопкинсом. Значительный послужной список для не самого известного режиссера в кинематографе. Но вернемся к исторической драме с Томом Крузом.
Фильм рассказывает о жизни ветерана войны, терзающего себя за убийство индейских женщин и детей. Вынужденный томиться в заточении мирной жизни офицер пьет и рекламирует винчестеры. Ситуация меняется, когда к нему приходит его старый командир с предложением поехать в Страну Восходящего Солнца - обучать солдат императора. В то время Япония была объята Гражданской войной. Войной традиций и прогресса. Индустриализации и аграрного общества. Пуль и луков. Денег и чести. И в этой войне пришлому американцу предстоит сыграть неожиданную роль, а нам узреть судьбу человека, прошедшего путь искупления и наконец-то обретшего покой.
Чем меня поразил фильм? Открытой критикой американского империалистического капитализма. Нации, чьи непомерные экономические интересы ушли далеко за пределы Северной Америки, а стремление увеличить зону влияния нанесло урон не одной культуре. При этом картину сложно назвать политическим высказыванием. В Последнем самурае много внимания уделяется - культурной инклюзии. Фильм показывает, что даже в закрытые сообщества вполне реально интегрироваться, если соблюдать традиции этого общества и заслужить его доверие. И это достаточно важная идея с учётом распространяющейся ксенофобии!