Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Причёска «собачьи уши» и одна из самых глубоких и грустных повестей Чехова

Речь идёт о повести «Моя жизнь. Рассказ провинциала» (1896 год).

Вот как Чехов описал свою героиню Машу Должикову:

«Она была в сером суконном платье с широкими рукавами и в прическе, которую у нас в городе год спустя, когда она вошла в моду, называли «собачьими ушами». Волосы с висков были зачесаны на уши, и от этого лицо у Марии Викторовны стало как будто шире»…

Клео де Мерод, балерина и модель, фотография 1896 года.
Клео де Мерод, балерина и модель, фотография 1896 года.

Где Чехов насмотрел такую причёску, для меня загадка. Мне не встретилось ни одной фотографии или портрета русской дамы с подобной причёской.

Да и то сказать: в 1890-х было модно носить завитые чёлки и зачёсывать волосы назад, оставляя уши открытыми:

Как менялись дамские причёски в период «прекрасной эпохи».

И лишь на одной фотографии западной модели и трёх картинах итальянского художника Витторио Коркоса встречаются причёски, которые, наверное, можно назвать «собачьими ушами».

Витторио Маттео Коркос. «Ожидание у фонтана», 1896 год.
Витторио Маттео Коркос. «Ожидание у фонтана», 1896 год.

Что хотел подчеркнуть Чехов, причесав свою героиню так необычно?

Ну, наверное, как раз её необычность и хотел подчеркнуть. Ведь 25-летняя Маша была девушкой неординарной: интересная, умная, талантливая, смелая в поступках, в суждениях.

И влюбилась она в человека, над которым все насмехались - за то, что он, дворянин, занимается грубым трудом. Даже замуж за него вышла…

Отец Маши называл этот брак комедией. И циничный барыга был во многом прав! Хотя это – трагикомедия.

Я читала первый раз эту повесть лет в 16. Но даже тогда мне было сразу понятно, что брак Мисаила и Маши продлится недолго. Что через короткое время Маша сбежит – и от своего слабого мужа, и из жуткой деревни со злобными, грубыми и лживыми мужиками.

Витторио Маттео Коркос. Полдень на крыльце, около 1895 года.
Витторио Маттео Коркос. Полдень на крыльце, около 1895 года.

Мисаил будет страдать, но не сможет её удержать.

«А Маша плохо спала по ночам и все думала о чем-то, сидя у окна нашей спальни. Не было уже смеха за ужином, ни милых гримас. Я страдал, и когда шел дождь, то каждая капля его врезывалась в мое сердце, как дробь, и я готов был пасть перед Машей на колени и извиняться за погоду. Когда во дворе шумели мужики, то я тоже чувствовал себя виноватым»…

Вот только на это он и способен – чувствовать себя виноватым.

Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Станислав Любшин в роли Мисаила.
Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Станислав Любшин в роли Мисаила.

И вроде бы Мисаила нельзя назвать совсем слабым. Ведь сумел же он вырваться из-под власти тирана-отца и начать вести жизнь, которая была ему по душе. Несмотря на всеобщее осуждение и насмешки.

Но ни удержать любимую женщину, ни спасти любимую сестру он не смог. Маша уезжает, сестра умирает.

Мисаил симпатичен мне своей добротой, чуткостью, независимостью мышления, способностью глубоко любить…

Но как же невыносимо это его бессилие!

Что проку от доброты, если она не созидательна? Что проку от любви, если она не даёт счастья тем, кого человек любит?

Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Маргарита Терехова в роли Маши.
Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Маргарита Терехова в роли Маши.

Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Нонна Терентьева в роли Анюты Благово.
Кадр из фильма «Моя жизнь», 1972 год. Нонна Терентьева в роли Анюты Благово.

Да и сам Мисаил несчастлив. И не будет счастлив никогда…

А вообще, на мой взгляд, самое ценное в этой повести – не характеры и не судьбы людей, а то, что Чехов показал «во всей красе» ужасающую картину российской провинциальной жизни.

Тут только за голову схватиться и вскричать: «Боже, как всё запущено!» И думать, как спасать страну, не дожидаясь 1905-го, а потом – 1917-го.

Но те, кто управлял государством, не читали Чехова.

Витторио Маттео Коркос. Мечтания, 1896 год.
Витторио Маттео Коркос. Мечтания, 1896 год.

Как причёсывались дамы на закате «Прекрасной эпохи» (1909 – 1914).

Как на платья 1890-х вернулись огромные рукава, модные во времена Пушкина.

#литература#кино#искусство#мода и красота#женщины