Найти тему
Chungurova Tatiana

Магия стадионного рока

Оглавление

Почему молодежь так тянется за искусителями от рок-н-ролла

Но почему вдруг такой скачок из начала 70-х во вторую половину 80-х? А вот почему – название-то! Pied Piper! Мне стало так любопытно, почему автор так назвал свою статью, что я прочитала и решила поделиться с вами.

Тут даже само название статьи требует хотя бы минимальных пояснений. Оно нас возвращает к столь любимой мной теме Пестрого Флейтиста, о котором я говорила не в одной своей публикации, и которому даже посвящена специальная работа на моем канале. Образ действительно притягательный – пугающий, величественный, философский, многогранный, будоражащий воображение и вмещающий в себя богатство интерпретаций.

Заигрывал с этим образом и Фредди. В нескольких интервью он напрямую называл себя Пестрым Флейтистом, уводящим за собой толпы народа.

Это все хорошо, но вот адекватного перевода этого самого Pied Piper на русский язык нету. Такого перевода, чтобы в нем раскрылось множество смыслов, таящихся в этом понятии. Придется открывать словарь.

pied piper

[͵paıdʹpaıpə]

1) дудочник, флейтист в пёстром костюме (герой поэмы Р. Браунинга)

2) (pied piper) соблазнитель

3) (pied piper) лидер, дающий нереальные, неосуществимые обещания

https://translate.academic.ru/pied%20piper/en/ru/

Что подразумевал Фредди? Я думаю, все же героя Браунинга (см. мою публикацию на тему). Джеймс Грин, автор статьи, которую мы сейчас будем читать, скорее всего подразумевал нечто иное. Скорее он тут описывает тех, кто, выражаясь словами ABBA из песни The Piper «play their minds away». Слышали эту песню? Мне кажется, она как-то выбивается из репертуара группы. Сначала она меня пленила припевом на латыни. Как это красиво! – подумала я. Sub luna saltamus. Их Флейтист – это предупреждение об опасности, которую несет в себе фашизм, - тут я повторяю слова Бьорна. НО об этой ипостаси Флейтиста я надеюсь, еще поговорю с вами.

Грин так глубоко не копал, но тему нащупал.

Queen in concert, Magic Tour, Wembley, 1986 Фотограф Ричард Янг                  https://gigwise.com/blogs/108040/tickets
Queen in concert, Magic Tour, Wembley, 1986 Фотограф Ричард Янг https://gigwise.com/blogs/108040/tickets

А теперь его статья.

* * *

Они – феномен нашего времени. В традиционном шоубизе нет ничего, что сравнилось бы с Пестрыми Флейтистами и притягательностью их концертов на открытых площадках.

стамблерила с тамблера (https://natromanxoff.tumblr.com/post/687681044461322240/x-why-the-young-roll-in-to-see-rocks-pied)
стамблерила с тамблера (https://natromanxoff.tumblr.com/post/687681044461322240/x-why-the-young-roll-in-to-see-rocks-pied)

В глазах целого поколения молодежи именно так выглядят и звучат развлечения 80-х. Любые ограничения разбились в прах ровно год назад после Live Aid на стадионе Уэмбли, организованного Бобом Гелдофом.

А тренд продолжается и развивается. (в оригинале bandwagon – массовое увлечение, повальная мода)

В пятницу и еще раз вчера вечером рок-шоумен Фредди Меркьюри и группа Queen вместе со Status Quo собрали 72 000 восторженных фанатов на стадионе, который раньше прославился волшебством Кенни Далглиша или Гэри Линекера (футболисты).

 13 июля 1985 года. Стадион Уэмбли Разноцветная толпа. (Piped Crowd)))  General view of the crowd during Live Aid in Wembley stadium 13 July 1985      https://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/general-view-of-the-crowd-during-live-aid-in-wembley-nachrichtenfoto/51379999?phrase=freddie%20mercury%20live%20aid
13 июля 1985 года. Стадион Уэмбли Разноцветная толпа. (Piped Crowd))) General view of the crowd during Live Aid in Wembley stadium 13 July 1985 https://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/general-view-of-the-crowd-during-live-aid-in-wembley-nachrichtenfoto/51379999?phrase=freddie%20mercury%20live%20aid

Цвет

Неделю назад 41-летний Род Стюарт и The Faces выступили здесь же перед 62 000 зрителей, а в июне 72 000 (больше не вмещается) посетили эмоциональное прощальное выступление Wham!

Мне показался интересным возрастной диапазон. На Wham! пришла молодежь. Возраст поклонников Рода Стюарта колебался в промежутке от 20 до 30 лет, а на Queen идут и стар, и млад.

Если вы никогда не видели рок-шоу на большом стадионе, то для будет открытием стать на сцену Уэмбли и посмотреть оттуда на карнавальные выходки толпы, кишащей на поле.

Разнообразие цветов ослепляет. Футболки, зонтики для гольфа, шорты, все, что предлагает нам мода, юбки длинные и мини, шарфы, странные создания топлесс и среди всего этого одетые в желтые куртки стюарды. Появление в костюме и галстуке может стоить вам здоровья.

Немного джиги и танцев. Руки вздымаются в небо в ритм музыке. Народ подпевает. Кажется, все знают слова.

Рев футбольной команды кажется шепотом в сравнении со звуком, извергаемым из огромных динамиков — он подобен самолету, взлетающему из расположенного неподалеку Хитроу.

Но хотя Уэмбли и стал главным местом проведения такого мероприятия, в стране таких мест намного больше, есть и крупнее. Когда 9 августа Queen будут в Небуорт-парке, ожидается около 120 000 человек.

Ibrox Park недавно собрал 60 000 зрителей, а когда Боб Дилан пел в Blackbush, то пришли все 150 000.

Билеты на концерты Queen, как и на большинство других, были раскуплены практически за одну ночь. На Уэмбли было подано 500 000 заявок; очередь за билетами в Ньюкасле была длиннее, чем тогда, когда Magpies (футбольный клуб) были в финале Кубка. В Манчестере был аналогичный ажиотаж.

Билеты идут по одной цене 14,50 или 15 фунтов стерлингов, и бронь не действует. Можно устроиться впереди, что и делает большинство, или найти место под навесом.

Так что же породило это явление?

Я задал этот вопрос двум ведущим британским промоутерам Харви Голдсмиту, 40 лет, который представлял Queen, и Дереку Блоку, ответственного за шоу Рода Стюарта.

«Во-первых, — сказал Харви Голдсмит, — артисты … привлекают всеобщее внимание. - Появилось поколение, которое хочет стать частью «события». Царит есть чувство товарищества и (…) выходного дня. (вероятно, желание провести выходные хорошо). Фанаты приходят, чтобы получить удовольствие, и ведут себя пристойно. Они хотят увидеть звездную группу, получить удовольствие и пообщаться с тысячами других людей, принять участие в особом мероприятии. Настоящая магия начинается, когда солнце садится и арена темнеет. Вот тогда-то вы и можете ощутить атмосферу».

Стадион Уэмбли 1986                                                                          https://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/singer-freddie-mercury-performing-with-british-rock-nachrichtenfoto/111969882?phrase=freddie%20mercury%20stadium               Автор фотографии Денис о'Риган вспоминает: «Фредди Меркьюри выступал на стадионе «Уэмбли» во время «Magic Tour» группы Queen в 1986 году. Вместо того, чтобы снимать на сцене, я решил повернуться к 82 000 зрителям из-за спины Фредди. Свет мерк, зрителей почти не было видно, это создало некоторое чувство изоляции. Композиция призвана подчеркнуть это ощущение».
Стадион Уэмбли 1986 https://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/singer-freddie-mercury-performing-with-british-rock-nachrichtenfoto/111969882?phrase=freddie%20mercury%20stadium Автор фотографии Денис о'Риган вспоминает: «Фредди Меркьюри выступал на стадионе «Уэмбли» во время «Magic Tour» группы Queen в 1986 году. Вместо того, чтобы снимать на сцене, я решил повернуться к 82 000 зрителям из-за спины Фредди. Свет мерк, зрителей почти не было видно, это создало некоторое чувство изоляции. Композиция призвана подчеркнуть это ощущение».

Дерек Блок подхватывает: «Эти концерты стали возможными благодаря новым технологиям. Это настоящее событие, после которого публика гордо ходит в футболках, сообщающих о том, что они там были.

В Британии начало этому было положено 20 лет назад фестивалем Боба Дилана на острове Уайт. Там все прошло бесхитростно, без больших телеэкранов.

Это было время хиппи и превалировали настроения протеста против войны во Вьетнаме. Молодое поколение самовыражалось. Их больше не удовлетворяли жаренная курица на пластиковой тарелке и кабаре - любимое времяпрепровождение их родителей. Я помню, как в первые дни обсуждал с Харви, сохранился ли в Британии дух хиппи. Станет ли народ сидеть в поле среди луж, когда почти ничего не слышно, а звезда будет подобна крошечной отдаленной точке?»

Давка

«Благодаря технологиям и гигантским экранам телевизоров все изменилось. Но мы рискуем из-за погодных условий».

Сегодня монтаж такого шоу — ошеломляюще сложный процесс. В разговор вступает Энди Звек, заведующий постановочной частью выступлений Queen и Стюарта:

«Шесть дней за эту неделю 100 моих человек работали в дневные и ночные смены, готовя сцену и все прочее. Только для строительных лесов потребовалось 15 прицепов со стальной арматурой.

Размер сцены 120 футов, она расположена на овальном пространстве за воротами, там 120 динамиков, гигантский экран 30 на 20 футов, уравновешивается он огромным резервуаром с водой, трава покрыта поролоном, сверху уложено 2000 листов фанеры, и лишь потом пластиковая поверхность.

Задействовано более восьми миль кабеля, и, кроме моих подсчетов, оборудование должно стоить более 1 миллиона фунтов стерлингов.

Многим фанатам нравится толпиться перед сценой, от сопричастности и волнения они обезвоживаются.

В Америке зрителей охлаждают из шланга, но мы отказались от этого. Мы воспользовались советом из Мексики и подготовили тысячи бутылок с питьевой водой".

Спрос

«Они раздаются нашей командой вместе с бумажными стаканчиками и снимают часть эмоций. Приятно, что за семь лет все было отлично, и не было никаких эксцессов. Я не видел следов крови или драки».

Как насчет затрат?

«У нас на дежурстве около 700 общих и закулисных охранников, — говорит Голдсмит. - Просто два концерта на Уэмбли, не считая гонораров артистов, стоят порядка 750 000 фунтов стерлингов.

Надо правильно считать, и это может быть выгодно. Но ошибка в расчетах хотя бы на один процент — это очень дорогостоящая ошибка. Планирование начинается за семь месяцев до, и мы сразу понимаем, ждут ли нас продажи и финансовый успех».

Блок добавляет: «Есть две причины, по которым мы выходим на открытые площадки — спрос на билеты, основанный на силе притяжения, и исходная стоимость. Если бы мы переместились в самые большие крытые центры, то цены на билеты должны были бы быть выше.

Стоимость продюсирования концерта Рода, включая гонорар группы, составила около 700 000 фунтов стерлингов. Брюс Спрингстин дал три концерта на стадионе в прошлом году, мы не участвовали в подготовке, и расходы могли составить от 800 000 до 1 миллиона долларов за каждое выступление.

Мы же делаем иначе, — устраиваем более дорогое шоу, дороже даже, чем большой мюзикл в Вест-Энде, В Британии есть несколько промоутеров, способных справиться с этим.

Это слегка напоминает матч Англия против Шотландии на «Уэмбли».

В мире есть всего около 20 звезд или групп, которые могут оправдать вложения в такое мероприятие. Голдсмит называет некоторых… «Дилан, Боуи, The Stones, Queen, Police, Мадонна, Нил Даймонд, Dire Straits и Майкл Джексон».

Барбара Стрейзанд? «Если бы она захотела, то она могла бы стать величайшей из всех вышеперечисленных».

Дадим Дереку Блоку последнее слово. «Мы должны стать больше и лучше. Люди станут более разборчивыми, и они не должны уходить разочарованными".

Герои

«Поп-музыка циклична. Цикл длится около восьми лет, начиная с возраста поклонника (…) и заканчивая 19 годами. Это то поколение, которое отражается (в соответствующей музыке).

Через год-полтора нынешний цикл подойдет к концу, и сегодняшняя молодежь начнет смотреть на этих звезд как на старые калоши. А такие артисты, как Пол Янг (…) станут новыми Родами Стюартами. (ну, так я прочитала, по крайней мере)

Так оно и идет. Каждое поколение делает своих героев.

Далее не читаемо. Но что-то типа «и лишь немногие, вроде Дилана и Спрингстина, длятся вечно».

*************

Подпись к фотографии: эмоциональный и непредсказуемый талант Queen слева, а сверху толпа наслаждается ритмом.

Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня.

Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613

© Copyright: Татьяна Чунгурова, 2022
Свидетельство о публикации №222110900547