В Париже есть почти кольцевой маршрут трамвая. Он ходит по так называемым бульварам маршалов. «Почти» кольцевой – потому что кольцо пока еще не замкнуто и сделать полный круг не получится. Но трамвай пользуется большой популярностью – даже вне часа-пик здесь сложно найти свободное сидячее место.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт, где впервые был опубликован этот текст – 1520.today.
Трамвайный маршрут, о котором идет речь, разбит на две части – 3a и 3b.
France TV и стеклянный эскалатор
Я начал свое путешествие на трамвае с конечной остановки маршрута 3a Pont du Garigliano (Пон-дю-Гарильяно). Здесь на трамвай можно пересесть с линии C городского поезда RER (система, которая связывает центр Парижа и пригороды). Станция на линии С расположена очень интересно – под мостом, но на улице.
Трамваи на конечной остановке «позируют» на фоне здания France tv – французского общественного телевидения.
В качестве подвижного состава здесь используются вагоны Alstom Citadis 402, состоящие из семи секций.
Длина такого трамвая – 43 метра, все секции – низкопольные, так что вход-выход из вагона доступен любым маломобильным людям.
Я путешествовал по этой линии в середине дня. Вагоны в это время ходят с интервалом 7-10 минут. И набиваются прилично людьми. На протяжении больше части маршрута все сидячие места были заняты, но на конечной я успел сфотографировать трамвай почти без пассажиров.
Весь маршрут проходит по выделенной полосе в середине бульвара, поэтому трамвай едет с приличной скоростью.
Пересечения с проезжими частями минимальны. Я снял небольшое видео – вид из окна вагона. Обратите внимание, что остановки объявляются на разный манер – разными голосами и под разную музыку, а сигнал о закрытии дверей подается звуком, а не словами.
Интересно, что маршруты 3a и 3b не имеют сетевого соединения.
Чтобы пересесть с трамвая одного маршрута на трамвай другого маршрута, нужно выйти и перейти по подземному переходу через оживленный бульвар Винсенн (Cours de Vincennes).
Кстати, подземный переход – с эскалатором, ведущим наверх. Причем у этого эскалатора можно увидеть работу механизма поручня.
Вместо железной дороги
Начальная остановка маршрута 3b.
Трамвайный маршрут частично дублирует построенную в 1852 – 1869 году малую кольцевую линию железной дороги. Первоначально она использовалась исключительно для грузовых перевозок, а затем была открыта и для пассажиров. К концу XIX века на железной дороге наблюдался быстрый рост числа пассажиров, но после бурного роста метро в начале ХХ века линия быстро проиграла конкуренцию метрополитену: в вагонах, следующих под паровозами, было жарко, неудобно и не очень чисто.
В апреле 1934 года линия окончательно закрылась для пассажиров, вместо поезда пустили автобус PC (Petite Ceinture – Маленький Пояс). Грузовые перевозки также прекратились в начале 1990-х годов, а в 2010-е здесь стали развивать трамвай.
Трамваи проходят много живописных мест на маршруте, но, на мой взгляд, самое привлекательное – это район пересечения с каналом Сен-Дени и железнодорожным путепроводом, по которому идут поезда с Восточного вокзала Парижа (Gare de l’Est).
Линия 3b заканчивается на остановке Porte d’Asnières (Ворота Аньер), откуда и пересесть-то особо некуда – метро здесь нет.
Зато есть автобус PC – остатки того самого маршрута, запущенно в 1934 году вместо поезда. На нем можно доехать до конечной остановки трамвая 3a и замкнуть круг.
Из окна автобуса видно, что строительство трамвайной линии продолжается.
Скоро 3b будет еще длиннее, но даже после этого продления кольцо все еще не сомкнется.
Может быть, это произойдет когда-то в более отдаленной перспективе.