Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 7. "Он слишком много знал"

Когда я думала о том, что произошло с Аней, я вдруг вспомнила эпизод из моего детства. Оказывается, там был очень похожий случай. Я тогда не задумывалась об этом, потому что лично меня не травили. Но травля была рядом! Буквально за соседней партой! Это сейчас я понимаю, что происходило, а тогда я просто удивлялась. Удивлялась тому, насколько странно и нелогично ведут себя учителя.

В нашем восьмом классе был мальчик Витя. Он был среднего роста, в очках, болезненный, неспортивный, но очень умный. В школу он ходил редко - много болел самыми разными заболеваниями, но когда появлялся в школе, учителя, мягко говоря, "озверевали". Не все, конечно. Но человека три - точно. Притом, это были учителя гуманитарных предметов. Учителя точных предметов относились к Вите хорошо, он был обычным учеником и не выделялся из толпы. А вот на гуманитарных предметах он много говорил, притом говорил так, что весь класс замирал и случал его. Его, а не учителя! Витя был прекрасным рассказчиком и оратором. Он очень много знал и мог подробно ответить на любой вопрос.

Больше всего страдала от речей Вити учительница истории. Когда он начинал говорить и все ребята замолкали, глядя на него, лицо учительницы покрывалось красными пятнами. Она старалась Витю оскорбить, в споре переходила на личности. Притом не на личности исторических персонажей, а именно на личность Вити. "Ты демагог! - говорила она. - Ты мешаешь мне вести урок!" Часто она выгоняла Витю из класса.

Я не понимала, почему учительница истории так плохо относится к Вите. Он же не хулиганит, наоборот, он встаёт и говорит по существу, как раз по теме урока. Просто речь у него намного лучше, чем у учительницы. И аргументирует он более убедительно. Она скажет два слова и запинается, а он в ответ - десять слов грамотно, легко и с выражением. И факты из истории он знает такие, какие учительница не знает. Так зачем же его выгонять? Он ведь мог бы научить детей, в отличие от неё.

Как проводила урок наша учительница истории? Сначала она делала опрос - вызывала к доске детей, чтобы они пересказали параграф. Когда ученик отвечал у доски, она за своим столом открывала учебник и сверяла его ответ с текстом параграфа. Чем ближе к тексту был ответ, тем большую оценку она ставила. Дополнительные вопросы, как правило, она не задавала. А когда заканчивался опрос, она говорила: "Читайте следующий параграф!" И занималась своими делами. Она никогда не объясняла новую тему. Зачем, если есть учебник? Там всё хорошо написано! И все читали, только Вите не сиделось на месте. Он начинал вызывать учительницу на разговор. Вопросы задавал каверзные. Рассказывал о том, что он знает на эту тему, притом не из учебника. Это очень раздражало учительницу, хотя Витя всего лишь пытался сделать урок таким, каким он должен быть: с обсуждениями, с полемикой, с фактами и аргументами.

Однажды я рассердилась на учительницу истории, не помню уж, за что - возможно даже, из-за Вити. Я подошла к ней и спросила: "Почему вы никогда ничего не рассказываете на уроке?" Она устало посмотрела на меня: "У вас же глаза есть - читайте сами!" - ответила она.

Правда, после этого она всё же начала рассказывать. Только рассказы у неё были простенькие, и говорила она без выражения, часто отвлекаясь на поведение детей. "Кошкин! Ты почему взял ручку? Мы же ничего не пишем! Положи ручку и слушай меня! Ветрова! Ты зачем полезла в портфель! Ты создаёшь шум, сбиваешь меня с мысли!" А однажды она сказала: "Я сегодня не подготовилась, у меня внучка заболела. Читайте параграф!" Помню, меня это удивило: "Она не подготовилась?! Она что, впервые видит эту тему? Учительница должна знать всё наизусть, тем более, в её возрасте! Она ведь столько лет преподаёт историю в школе!"

Меня удивляла позиция нашего классного руководителя. Вот ещё тот случай, когда учитель вообще не знает своих учеников. Классным руководителем у нас была учительница немецкого. Она работала только с половиной класса, а вторая часть класса, которая изучала английский, ей была вообще не знакома. Она никогда не видела этих ребят на уроках, не знала, как они себя ведут, как отвечают. Поэтому выводы, которые делала она относительно нас (я и Витя учили английский), были далеки от действительности. По словам учителей, в том числе и учительницы истории, она поняла, что Витя плохо себя ведёт на уроках, постоянно мешает учителям работать, а иногда и срывает уроки. И однажды, когда Вити в школе не было, она посвятила классный час обсуждению поведения Вити на уроках истории. Она попросила класс как-то повлиять на Витю, потому что скоро он доведёт учителя истории до инфаркта.

Ребята стали предлагать, как можно решить эту проблему. Один из мальчиков предложил избить Витю в физкультурной раздевалке. Классная руководительница ответила: "Заметьте, не я это придумала. Но ты прав!"

Не знаю, чем всё кончилось. Витя никогда не жаловался. Я тогда не задумывалась об этом, у меня были свои проблемы. Но помню, что я в тот момент удивилась и подумала: "Шутят они так что ли? Дурацкие шуточки!"

Но вскоре произошёл случай, касающийся непосредственно меня. Однажды после уроков меня и мою подружку попросила остаться на несколько минут учительница русского. Мы остались, она закрыла дверь. Потом она села на своё место за столом и позвала нас к ней для личного разговора. Она сказала: "С Витей надо что-то делать! Дальше такое терпеть нельзя! Завтра в столовой во время завтрака потихоньку утащите несколько булочек. А мы обвиним в этом Витю".

Я не поверила своим ушам! Это говорит учительница? Как это: "обвиним Витю"? Без суда и следствия? А мы с подружкой должны воровать?

А учительница улыбается, подмигивает нам, как будто приглашая нас в забавную игру. К счастью, я вспомнила, что нужно говорить в таких случаях, и не растерялась:

- Я пойду к Вите и всё расскажу! - сказала я.

Учительница русского испугалась, начала оправдываться:

- Вы меня не так поняли!

Да, это был хороший день в моей жизни! Я сумела правильно ответить и поставить учительницу на место.

***

В то время мы с Витей практически не общались. Да я и не думала о нём. Я видела только, что он не такой, как все: говорит так, как никто не может. Для меня Витя был нейтрален. Несмотря на агрессию учителей и одноклассников, он никогда не плакал, не показывал свою обиду. Но поведение учителей гуманитарной направленности меня удивляло. Они ведь слышали, как Витя рассказывает, слышали, что он говорит лучше них, так почему же не хвалили его, не восхищались? А ведь надо было! Витя был достоин похвалы!

***

Как-то раз после уроков я увидела Витю около раздевалки. Он стоял возле стены грустный. Я подошла к нему.

- Витя, а куда ты собираешься поступать? - спросила я.

- В МГУ, - ответил он.

***

На следующий год Витя ушёл из нашей школы. Потом мы узнали, что в другой школе он получил золотую медаль. Я порадовалась за него! Подумала: "Как хорошо, что он ушёл из нашей школы! Надо было ему раньше уходить! Ведь есть же школы, которые могут оценить все достоинства Вити!" И, тем не менее, мне было страшно осознавать, что рядом с нами происходила жёсткая травля человека, а мы даже не задумывались об этом. Возможно, Витя из-за этого много болел - не хотел ходить в школу. А мы не помогли! Если бы всё начать сначала, я бы с Витей побольше разговаривала, возможно, подружилась бы. Он был хорошим рассказчиком, и я бы с удовольствием его послушала. Но учителя постоянно внушали нам, что Витя "какой-то не такой", "демагог", "человек недостойный", и можно его обижать и бить, чтобы он не выделялся из толпы.

Вот ещё одна страшная находка. Учителя обижали Витю вовсе не спонтанно и не на нервах. Было похоже, что они работали слажено, в команде, и кто-то ими руководил. И этот человек - один из учителей. Тот самый "булли", который подговорил всех. Возможно, это та самая "несчастная" учительница истории, которая плохо знала свой предмет, а Витя невольно позорил её перед классом. Она поняла, какая она примитивная по сравнению с этим мальчиком, и не смогла ему это простить. И стала жаловаться подружкам, а они решили её поддержать. Вот так всё и начинается...

А теперь вернёмся к Ане.

Продолжение: